О реализации мероприятия федерального проекта
«Современная школа» на территории Ульяновской области в 2019 году - создание Центров образования цифрового и гуманитарного профилей, расположенных в сельской местности и малых городах.
С целью реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 ставится ключевая задача: «внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».
Для решения задачи в каждом регионе к 2024 году должны быть достигнуты следующие результаты:
1. В 100% общеобразовательных организаций проведена оценка качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях Российской Федерации;
2. В 800 организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, обновлена материально-техническая база;
3. Во всех субъектах Российской Федерации проведен мониторинг внедрения обновленных общеобразовательных программ, разработанных в рамках федерального проекта;
4. Во всех субъектах Российской Федерации обеспечена возможность изучения предметной области «Технология» на базе организаций, имеющих высокооснащенные ученико-места, в т.ч. детских технопарков «Кванториум»;
5. Не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества;
6. Не менее 70 % организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, реализуют общеобразовательные программы в сетевой форме;
7. Не менее 24 тыс. детей обучаются на вновь созданных местах в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа;
8. Не менее чем в 70 % общеобразовательных организаций функционирует целевая модель вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления общеобразовательными организациями;
9. Построено и введено в эксплуатацию не менее 25 школ с привлечением частных инвестиций на условиях возвратного финансирования.
10. Не менее чем в 16 тыс. школ всех субъектов Российской Федерации, расположенных в сельской местности и малых городах, создана материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей с охватом не менее 800 тыс. детей;
Проект предполагается реализовывать в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Министерством просвещения РФ был произведен отбор субъектов на обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Представленная Ульяновской областью документация прошла конкурсный отбор на федеральном уровне, и мы готовы к его воплощению на территории области уже в 2019 году.
Реализация мероприятия предполагает создание в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, расположенных в сельской местности или малых городах центров образования цифрового и гуманитарного профилей. Для обеспечения функционировании центров необходимо решить ряд задач по созданию условий обучения, которые включают:
1. Обновление материально-технической базы (ремонт помещений, оснащение необходимым оборудованием),
2. Подбор и обучение кадров;
3. Обновление программного комплекса.
Центры позволят достичь 100% выполнения требований, установленных в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования», для выполнения которых необходим качественно новый подход к изучению предметных областей, часть из которых станет основой вновь создаваемых центров.
Деятельность центров предполагает системную работу по трём основным предметным областям: «Технология», «Информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», а также обеспечение развития обучающихся Центров в направлении логики через изучение шахмат, социализации ребят путем вовлечения в коворкинговые программы (программы для организации работы в команде).
Распоряжением Правительства Ульяновской области от 30.10.2018 № 509-пр «О некоторых мерах по созданию центров образования цифрового и гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях Ульяновской области» концепция была утверждена. Приложением к концепции стал перечень общеобразовательных организаций – центров образования цифрового и гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях Ульяновской области в 2019 году.
Центры будут являться структурными подразделениями школ, для организации их работы отводится пространство площадью 100 м2 (два зонированных кабинета, каждый из которых площадью 50 м2) - это требование конкурсного отбора. Один из кабинетов – 3 зоны (ОБЖ, Технология, Информатика), второй – тоже три (Шахматы, коворкинг, медиазона).
Штатное расписание каждого центра по требованию конкурсной документации должно включать руководителя структурного подразделения, педагога-организатора и пять педагогов доп. образования.
Одной из центральных станет предметная область «Технология», изучение которой должно обеспечить развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса; активное использование полученных знаний в прикладной сфере деятельности, осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Ещё одна предметная область – «Математика и информатика» – имеет большое значение в повседневной жизни человека; её изучение способствует пониманию роли информационных процессов в современном мире, формированию представлений об универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления, развитию у обучающихся логического и математического мышления, получению представлений о математических моделях; формированию представлений о математике, как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
Роль предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» в работе центров заключается в том, чтобы способствовать физическому, эмоциональному, интеллектуальному и социальному развитию личности обучающихся с учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области; овладению основами современной культуры безопасности жизнедеятельности; пониманию ценности экологического качества окружающей среды как естественной основы безопасности жизни; пониманию роли государства и законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения; формированию современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; формированию убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; пониманию личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; пониманию роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; пониманию необходимости подготовки граждан к защите Отечества; формированию установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, формированию антиэкстремистской и антитеррористической личностной позициями.
Всё это станет возможным при наличии современного оборудования и новых технологий обучения в школах при создании центров.
Конкурсной документаций, поданной Ульяновской областью, предусматривалось создание двадцати двух Центров в каждом муниципальном образовании области. Основным критерием отбора для участия в проекте стали организации, в которых наибольшее количество обучающихся в пределах муниципального образования, итоговый перечень будет определяться по согласованию с федеральным центром в феврале 2019 года. Ввиду того, что сумма субсидии из федерального бюджета была увеличена, возможно развитие ситуации по двум направлениям:
1. Увеличение количества создаваемых центров;
2. Увеличение суммы субсидирования из федерального бюджета в расчете на 1 центр (в настоящее время она определена из расчета 1,6 млн. рублей на 1 центр).
Точное количество общеобразовательных организаций, в которых Центры будут созданы в 2019 году будет определено в феврале 2019 года по согласованию с федеральным проектным офисом.
С февраля по октябрь 2019 года Мероприятия по созданию центров образования цифрового и гуманитарного профилей проводятся согласно разработанной дорожной карте по созданию и открытию центров образования цифрового и гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях Ульяновской области в 2019 году.
Проект на настоящий момент ограничен мероприятиями, по которым определен отбор субъектов Российской Федерации на предоставление в 2019 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Но вместе с тем, предполагается получить результат в 2019 году и по задачам, не определенным мероприятиями по отбору.
Для более обстоятельного разговора о механизме создания центров департаментом общего образования, дополнительного образования и воспитания запланировано проведение видеоселекторного совещания с ответственными лицами управлений образования и образовательных организаций.
______________________________