На основании данных анализа результатов проверок 2019 года выявлены следующие типичные несоответствия реализуемых основных образовательных программ общеобразовательных организаций действующим федеральным государственным образовательным стандартам:
1. Содержание основной образовательной программы начального общего образования не соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования:
а) программа формирования универсальных учебных действий основной общеобразовательной программы начального общего образования не содержит:
- описание ценностных ориентиров содержания образования
при получении начального общего образования;
- связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
- типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
б) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования основной образовательной программы начального общего образования
не содержит рекомендаций по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры;
в) программа формирования экологической культуры, здорового
и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования не содержит:
- модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- критерии, показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся;
- методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;
г) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
не предусматривает оценку эффективности деятельности организации,
не позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся;
д) предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Математика и информатика»
не отражают приобретение обучающимися первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
ж) содержательный раздел основной образовательной программы начального общего образования не включает рабочие программы учебных предметов «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», ориентированные на достижение личностных, предметных
и метапредметных результатов.
2. Содержание основной образовательной программы основного общего образования не соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования:
а) предметные результаты учебного предмета «Русский язык» не отражают:
- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:
уместное использование фразеологических оборотов в речи; корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;
пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;
пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;
использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;
использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;
использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
- овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка: поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами; освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме; применение правильного переноса слов; применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге; соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами; выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски; нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов; соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте;
б) предметные результаты изучения предметной области "Иностранные языки", указанные в основной образовательной программе основного общего образования не отражают формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира,
в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
в) предметные результаты изучения предметной области «Естественно-научные предметы» учебного предмета «Физика», указанные в основной образовательной программе основного общего образования не отражают формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;
г) обязательные предметные области «Родной язык и родная литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» представлены в части учебного плана основного общего образования, формируемой участниками образовательных отношений;
д) программа развития универсальных учебных действий основной образовательной программы основного общего образования
не содержит:
- типовые задачи применения универсальных учебных действий;
- описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров;
- систему оценки деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся.
3. Содержание основной образовательной программы среднего общего образования не соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования:
а) результаты выполнения индивидуального проекта не отражают:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
б) наименование учебного предмета «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» не соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования.
Основные образовательные программы основного общего образования содержат нормы, противоречащие действующему законодательству: некорректно указано наименование действующего федерального закона об образовании в Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере образования; указаны недействующие нормативные акты.