В целях профилактики правонарушений, несоответствий действующим федеральным государственным образовательным стандартам, допускаемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, департамент
по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Ульяновской области информирует о результатах исполнения государственной функции по контролю (надзору) в 2019 году: федеральный государственный контроль качества образования.
В соответствии с частью 2 статьи 93 Федерального закона
от 29.12.2012 № 73-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам предусмотренных мер.
Обращаем внимание руководителей общеобразовательных организаций на часть 9 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 73-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия. Указанный срок не может превышать шесть месяцев.
До истечения срока устранения выявленного несоответствия орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов. В течение тридцати дней после получения уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия. Действие государственной аккредитации возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия. В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган
по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или
в отношении отдельных уровней образования.
Предписание об устранении выявленных нарушений по результатам мероприятий по контролю качества образования не выдается.
Также необходимо отметить, что ограничение в виде приостановления государственной аккредитации в отношении организации, осуществляющей образовательную деятельность, распространяет свое действие на все структурные подразделения такой организации, в которых осуществляется образовательная деятельность по соответствующим уровням образования, в том числе на филиалы такой организации.
В случае приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования учредитель и (или) уполномоченный
им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод по заявлению совершеннолетних обучающихся, несовершеннолетних обучающихся по заявлению их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня. Порядок и условия осуществления такого перевода в зависимости от уровня образовательных программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования (часть 9 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 73-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В соответствии с переданными государственными полномочиями и в целях выполнения ежегодного плана проверок юридических лиц департаментом по надзору
и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Ульяновской области в текущем году в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведены 76 плановые проверки федерального государственного контроля качества образования.
В целях прозрачности процедуры проведения контрольно-надзорной деятельности в 2019 году проверки федерального государственного контроля качества образования проводятся с привлечением аттестованных в установленном порядке экспертов.
По итогам анализа результатов проверок федерального государственного контроля качества образования в отношении образовательных организаций установлены следующие несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам:
отсутствуют документы, подтверждающие своевременное регулярное проведение самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности;
не обеспечивается гарантия качества подготовки обучающихся, в том числе путем разработки объективных процедур оценки результатов освоения основной образовательной программы;
разработанные и утвержденные основные образовательные программы не соответствует актуальным требованиям федеральных государственных образовательных стандартов:
- не определена специфика реализуемой образовательной программы с учётом мнения обучающихся и законных представителей обучающихся;
- основная образовательная программа систематически не обновляется в соответствии с требованиями стандартов;
- отсутствуют программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, предусмотренных учебным планом и планом внеурочной деятельности;
- отсутствуют оценочные и методические материалы;
- система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы не закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, не описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения;
не обеспечивает комплексный подход к оценке результатов программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных, личностных результатов (среднее общее образование);
- основная образовательная программа среднее общее образование не содержит результаты выполнения индивидуального проекта;
- основные образовательные программы содержат нормы, противоречащие действующему законодательству: некорректно указано наименование действующего федерального закона об образовании в Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере образования; указаны недействующие нормативные акты;
- системы условий реализации основных образовательных программ не содержит контроль за состоянием системы условий;
программа формирования универсальных учебных действий основной общеобразовательной программы начального общего образования не содержит:
- описание ценностных ориентиров содержания образования
при получении начального общего образования;
- связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
- типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию;
программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования основной образовательной программы начального общего образования не содержит рекомендаций по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры;
программа формирования экологической культуры, здорового
и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования не содержит:
- результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся при получении начального общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;
- модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- критерии, показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся;
- методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;
в учебном плане не определены формы промежуточной аттестации обучающихся, обязательные предметные области «Родной язык и родная литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» представлены в части учебного плана основного общего образования, формируемой участниками образовательных отношений;
в рабочих программах курсов внеурочной деятельности содержание курса внеурочной деятельности разработано без указания форм организации и видов деятельности.
В целях профилактики и недопущения нарушений действующего законодательства об образовании рекомендуем руководителям образовательных организаций провести анализ реализуемых основных образовательных программ, в случае необходимости принять меры по приведению образовательных программ в соответствие с действующими федеральными государственными образовательными стандартами.
К типичным несоответствиям условий реализации основных образовательных программ можно отнести:
- кадровые несоответствия (недоукомплектованность организации, осуществляющей образовательную деятельность, педагогическими работниками (нехватка учителей, психологов, логопедов, дефектологов), несоответствие уровня квалификации работников квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам по соответствующей должности;
- материально-технические несоответствия (не обеспечен доступ в ИБЦ к информационным ресурсам Интернета, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся);
- учебно-методические несоответствия (использование учебников, не входящих в федеральный перечень учебников, и учебных пособий, изданных организациями, не входящими в перечень, определённый Минобрнауки РФ).
Анализ типичных несоответствий действующим федеральным государственным образовательным стандартам направлен на недопущение указанных несоответствий и предупреждение возможных негативных последствий (нарушение/незаконное ограничение права обучающихся на образование, нарушение требований к организации
и осуществлению образовательной деятельности, несоответствие качества образования обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам, административные наказания в случаях, предусмотренных КоАП РФ).
Формирование качественного образования невозможно без учёта соблюдения законодательных норм. Путь неукоснительного следования требованиям законодательства является самым надёжным механизмом обеспечения качественного образования.