На основании распоряжения Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области от 21.12.2020 № 1897-р была проведена плановая выездная проверка по федеральному государственному надзору в сфере образования в отношении муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» (далее – Администрация МО «Ульяновский район») с целью надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере образования при осуществлении органами местного самоуправления муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения в сфере образования.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения:
1. В нарушение п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Администрацией МО «Ульяновский район» ненадлежащим образом выполняются полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного и начального общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях:
а) Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление мест в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» на территории муниципального образования «Ульяновский район» (утв. Постановлением Администрации МО «Ульяновский район» №751 от 22.07.2013) (далее – Административный регламент) не приведен в соответствие с требованиями Порядка приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15.05.2020 №236) (далее – Порядок приема):
- Административный регламент в части определения наименования и содержания заявления для направления не соответствует требованиям п.8, п. 9 Порядка приёма;
- в нарушение ч. 3.1. ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в п. 3.4 Административного регламента не предусмотрено принятие Комиссией по комплектованию дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ) решения о преимущественном предоставлении мест в ДОУ для обучения по общеобразовательным программам дошкольного образования детям, братья и (или) сестры которых обучаются в муниципальных образовательных организациях, имеют общее место жительство;
- в нарушение п. 9, п. 11 Порядка приёма в пп. 3 п. 2.6.1. Административного регламента в перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, включен оригинал свидетельства о рождении ребёнка, предъявление которого является правом родителей (законных представителей);
- в рамках реализации муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в ДОУ (далее муниципальная услуга) состав Комиссии по комплектованию ДОУ, создаваемой в соответствии 3.4. Административного регламента, приказом начальника муниципального учреждения «Управление образование муниципального образования «Ульяновский район» не утвержден, что не соответствует п. 8 Порядка приема;
- в нарушение п. 8 Порядка приема в рамках реализации муниципальной услуги в период комплектования в 2020 году были выданы путевки-направления лицам, отсутствующим в списках на комплектование, сформированных в автоматическом режиме в соответствии с процедурой, установленной пунктами 3.4.- 3.7 Административного регламента;
б) в нарушение ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» абзацем 7 раздела 3, п. 3.6 Административного регламента к процедурам оказания муниципальной услуги отнесены подготовка и подписание приказа о зачислении детей в ДОУ, что также не соответствует приложению №5 к Административному регламенту (предусмотрены подготовка и подписание приказа о комплектовании детей в ДОУ);
в) в нарушение п. 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. приказ Министерства просвещения РФ от 02.09.2020 № 458)
п. 2.1.1 Порядка приема в 1 класс общеобразовательных организаций муниципального образования «Ульяновский район» детей, не достигших возраста 6 лет и 6 месяцев, и детей старше 8 лет на 1 сентября текущего года (утв. Приказом Муниципального учреждения «Управление образование муниципального образования «Ульяновский район» №4 от 12.01.2021) срок приёма заявлений родителей (законных представителей) детей, не достигших возраста 6 лет и 6 месяцев, установлен с 01 июля текущего года, что ограничивает права лиц, имеющих право на получение образования и снижает уровень предоставления им гарантий по сравнению с установленным законодательством об образовании (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
2. В нарушение ч. 4 ст. 40 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не принят муниципальный правовой акт, регламентирующий организацию бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав Ульяновского района (постановлением администрации утверждён только перечень школьных маршрутов).
3. В нарушение п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 9, ч.ч. 10-12 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Администрацией МО «Ульяновский район» ненадлежащим образом выполняются полномочия учредителя:
а) реорганизация муниципальных образовательный организаций муниципального образования «Ульяновский район» осуществляется в отсутствии положительного заключения комиссией по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, не утвержден состав муниципальной комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации (ч. 11, ч. 14 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
б) документы, подтверждающие учет мнения жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в данном сельском поселении, отсутствуют (ч. 12 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
в) утвержденные уставы образовательных организаций муниципального образования «Ульяновский район» не приведены в соответствие требованиям законодательства об образовании (ч. 5 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»):
- в нарушение п. 4 ч. 2 ст. 25, ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не регламентированы структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция, порядок принятия решений и выступления от имени образовательной организации Советом учащихся и Советом родителей (законных представителей), создаваемых в целях учета их мнения по вопросам управления образовательной организации (Уставы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования);
- в нарушение ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормативные правовые основания деятельности образовательной организации указаны не в соответствии с требованиями законодательства (п.п. 1.14, 2.15 Устава МБУ ДО «Ишеевская ДШИ», п.п. 1.10, 3.18 Устава МУ ДО ИДДТ);
- в нарушение ст. 101 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 4 Правил оказания платных образовательных услуг (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1441) Уставом неправомерно закреплено право образовательной организации в пределах утверждённого государственного (муниципального) задания оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату (п. 2.12 Устава МБУ ДО «Ишеевская ДШИ», п. 2.4.6 Устава МБУ ДО «Ундоровская ДШИ им. Г.В.Свиридова», п.2.8 Устава МУ ДО ИДДТ);
- в нарушение п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право обучающихся на организацию обучения по индивидуальному учебному плану ограничено отдельными случаями (п. 3.7 Устава МБУ ДО «Ишеевская ДШИ», п. 2.5.7 Устава МБУ ДО «Ундоровская ДШИ им. Г.В.Свиридова», Устава МБУ ДО «Тетюшская ДШИ», п. 3.9 Устава МБУ ДО «Тимирязевская ДШИ», п. 4.17 Устава МБОУ ДОД «Рощинская ДШИ»);
- в нарушение ч. 3 ст. 23, п. 15 ч. 1 ст. 34, ст. 62 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Уставе закреплено право обучающихся на перевод для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, право на восстановление и приостановление образовательных отношений, регламентируется отчисление в порядке перевода, что не предусмотрено для образовательных организаций дополнительного образования (п.п. 3.13, 4.3, 5.9 Устава МБУ ДО «Ишеевская ДШИ», п.п. 2.5.13, 3.3, 4.9 Устава МБУ ДО «Ундоровская ДШИ им. Г.В.Свиридова», Устава МБУ ДО «Тетюшская ДШИ», п.п. 4.15, 9.6, 9.9 Устава МБУ ДО «Тимирязевская ДШИ», п.п. 4.4, 4.10 Устава МУ ДО ИДДТ);
- в нарушение ч. 6 ст. 83 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Уставе закреплено право образовательной организации осуществлять внутренний перевод обучающихся с одной предпрофессиональной программы на другую предпрофессиональную программу без проведения процедуры индивидуального отбора (п. 3.14 Устава МБУ ДО «Ишеевская ДШИ», п.2.5.14 Устава МБУ ДО «Тетюшская ДШИ», Устава МБУ ДО «Ундоровская ДШИ им. Г.В.Свиридова», п. 3.35 Устава МБУ ДО «Тимирязевская ДШИ»);
- порядок проведения промежуточной аттестации определён без учёта требований ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 3.24 Устава МБУ ДО «Ишеевская ДШИ», п.п. 2.5.24 Устава МБУ ДО «Ундоровская ДШИ им. Г.В.Свиридова», п. 3.17 Устава МБУ ДО «Тимирязевская ДШИ»);
- в нарушение ч.ч. 1-2 ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Уставом установлен запрет на отчисление обучающихся по инициативе родителей (законных представителей) обучающихся во время каникул или болезни обучающегося, указаны основания отчисления, не предусмотренные законодательством об образовании (п. 3.16 Устава МБУ ДО «Тимирязевская ДШИ»);
- в нарушение п. 4 ч. 2 ст. 25, ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации регламентированы частично (п.п. 5.7-5.9, 5.11-5.12, 7.10 Устава МБУ ДО «Ишеевская ДШИ», п.п. 4.7-4.12 Устава МБУ ДО «Ундоровская ДШИ им. Г.В.Свиридова», п.п. 7.8-7.9 Устава МБУ ДО «Тимирязевская ДШИ», п.п. 6.3, 6.26, 6.29 Устава МБОУ ДОД «Рощинская ДШИ», п.п. 6.4-6.5, 6.8 Устава МДОУ «Ундоровский детский сад «Солнышко», МДОУ «Большеключищенский детский сад «Золотой Ключик», раздел 4 Устава МУ ДО ДЮСШ, п.п. 5.1, 5.24, 5.25, 5.26.1 Устава МУ ДО ИДДТ);
- в нарушение п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции органов управления, созданных с участием обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, отнесены вопросы укрепления материально-технической базы образовательной организации, создания условий для охраны здоровья обучающихся (п. 5.12 Устава МБУ ДО «Ишеевская ДШИ», п. 4.2 Устава МБУ ДО «Тетюшская ДШИ», п. 4.12 Устава МБУ ДО «Ундоровская ДШИ им. Г.В.Свиридова», п. 7.9 Устава МБУ ДО «Тимирязевская ДШИ»);
- в нарушение ч. 3 ст. 23, п. 16 ч. 1 ст. 34, глава 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание Устава определено без учёта типа образовательной организации: предусмотрено принятие локальных нормативных актов по вопросам приостановления образовательных отношений и восстановления обучающихся, закреплено требование преемственности локальных нормативных актов (Положений) по уровням и типам образования (п.п. 10.3, 10.5 Устава МБУ ДО «Ундоровская ДШИ им. Г.В.Свиридова», Устава МБУ ДО «Тетюшская ДШИ», п. 5.31 Устава МУ ДО ИДДТ);
- в нарушение ч. 10 ст. 22, ч. 5 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Уставе срок действия лицензии в случае реорганизации образовательной организации определён без учёта законодательства об образовании (Устав МБУ ДО «Ишеевская ДШИ», Устав МБУ ДО «Тимирязевская ДШИ»);
- в нарушение ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Уставом образовательной организации не определён порядок принятия локальных нормативных актов (Устав МБУ ДО «Ишеевская ДШИ», Устав МБУ ДО «Тимирязевская ДШИ», МУ ДО ДЮСШ);
- в нарушение ч.ч. 1, 4 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» согласно Уставу детская школа искусств вправе проводить занятия вне образовательной организации (театр, кафедры университетов, общеобразовательные школы, сцены домов культуры, клубов и т.д.), осуществлять производственную практику учащихся СПО и ВПО
(п. 3.26 Устава МБУ ДО «Ишеевская ДШИ», п.п. 2.4.7, 2.5.28 Устава МБУ ДО «Тетюшская ДШИ». п.п. 2.4.7, 2.5.26 Устава МБУ ДО «Ундоровская ДШИ им. Г.В.Свиридова», п. 3.27 Устава МБУ ДО «Тимирязевская ДШИ»);
- в нарушение ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание договора об образование определено в Уставе без учёта установленных требований (п. 4.4 Устава МБУ ДО «Тимирязевская ДШИ»);
- право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности определены в Уставе с нарушением п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 4.9 Устава МБУ ДО «Ишеевская ДШИ», п. 3.8 Устава МБУ ДО «Ундоровская ДШИ им. Г.В.Свиридова», Устава МБУ ДО «Тетюшская ДШИ», п. 4.13 Устава МУ ДО ИДДТ);
- в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Уставах образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования неверно указан тип образовательной организации;
- в нарушение п. 3 ч. 2 ст. 25, ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Уставами к основным видам деятельности образовательной организация отнесено оказание платных дополнительных услуг, однако в соответствии с выданной образовательной организации лицензией на осуществление образовательной деятельности МДОУ «Ишеевский детский сад «Родничок», МДОУ «Ишеевский детский сад «Ромашка», МДОУ «Ундоровский детский сад «Солнышко» не имеют права на дополнительное образование детей и взрослых;
- в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 23, ч. 5 ст. 27, ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 58, главы 6, ч. 1 ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Устав составлён без учета специфики дошкольной образовательной организации (п. 2.7 Устава МДОУ «Ишеевский детский сад «Родничок», п.п. 2.7, 2.9, 4.4, 5.3, 8.2, 9.5, 9.8 Уставов иных образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования);
- перечень участников образовательных отношений в Уставах образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, п. 4.1 Устава МУ ДО ИДДТ определен без учета требований п. 31 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- в нарушение ч. 4 ст. 75, ч.ч. 3-4 ст. 84 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» согласно Уставам МУ ДО ДЮСШ, МУ ДО ИДДТ дополнительные общеразвивающие программы разрабатываются образовательной организацией в соответствии с федеральными государственными требованиями;
- в нарушение п. 17 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией Уставами МУ ДО ДЮСШ, МУ ДО ИДДТ не определён;
- в нарушение п. 7 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» форма участия родителей (законных представителей) обучающихся в управлении образовательной организацией Уставом МУ ДО ДЮСШ не определена;
- в нарушение ч. 2 ст. 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Уставами МУ ДО ДЮСШ, МУ ДО ИДДТ реализация программ дополнительного образования для взрослых не предусмотрена;
- направленности дополнительных общеобразовательных программ определены в Уставе МУ ДО ИДДТ без учета требований п. 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства просвещения от 09.11.2018 № 196).
4. В нарушение п. 16 Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» Администрацией МО «Ульяновский район» не разработаны и не утверждены планы мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 № 599.
Муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» выдано предписание об устранении нарушений требований законодательства в сфере образования, установлен срок исполнения до 02.08.2021.