На основании распоряжения Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области от 12.08.2021 № 1573-р была проведена плановая выездная проверка по федеральному государственному надзору в сфере образования в отношении Администрации муниципального образования «Старокулаткинский район» (далее – Администрация МО «Старокулаткинский район») с целью надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере образования при осуществлении органами местного самоуправления муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения в сфере образования.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения:
1. В нарушение п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Администрацией МО «Старокулаткинский район» ненадлежащим образом выполняются полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях:
а) в нарушение ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление мест в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования» (утв. Постановлением Администрации МО «Старокулаткинский район» от 19.03.2018 № 63) (далее – Административный регламент) содержится ссылка на утративший силу нормативный правовой акт – Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013
№ 1014;
б) п. 2.4 Административного регламента предусмотрено приостановление оказания муниципальной услуги на этапе постановки на очередь в статусе «Очередник» на заявительной основе путем сохранения за ребенком места в организации на период болезни ребенка или родителей (законных представителей), карантина в детском саду, санаторно-курортном лечении ребенка, отпуска родителей, то есть за ребенком уже зачисленным в образовательную организацию, что противоречит п. 15 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 15.05.2020 № 236) (далее – Порядок приема);
в) в нарушение п.п. 9, 11 Порядка приема согласно Административному регламенту в перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, неправомерно включены свидетельство о рождении ребенка и справка № 8 «О месте проживания» заявителя, предъявление которых является правом родителей (законных представителей);
г) Административный регламент не приведен в соответствие с требованиями п.п. 8-9 Порядка приема в части определения наименования и содержания заявления для направления;
д) в приложение № 1 к Административному регламенту не внесены изменения в связи с оптимизацией сети подведомственных учреждений;
г) приказом МУ Управления образования администрации муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области от 15.01.2019 № 1 утверждено Положение о создании комиссии по комплектованию групп в муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, расположенных на территории муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области (далее – Комиссия по комплектованию), деятельность которой не предусмотрена Административным регламентом; фактически комиссия по комплектованию не функционирует, протоколы комиссии о принятии решения в отношении отдельных детей членами комиссии не подписаны, содержат недостоверную информацию о количестве поступивших заявлений для направления, решения комиссии приказами Муниципального учреждения - Управления образования администрации муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области не утверждаются;
д) в нарушение ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Положении о Комиссии по комплектованию содержится ссылка на утративший силу нормативный правовой акт – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 № 293;
е) Положение о Комиссии по комплектованию противоречит Административному регламенту в части процедуры подготовки и выдачи заявителям направлений, в том числе установлена обязанность членов Комиссии по комплектованию выдавать руководителям образовательных организаций копии протокола заседания комиссии и списки детей, прошедших по комплектованию в каждое образовательное учреждение;
ж) в нарушение ч.ч. 15-16, 19, 26, 28 ст. 98 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». п. 3.2 Административного регламента должностными лицами Администрации МО «Старокулаткинский район» не обеспечено ведение региональной информационной системы «Е-услуги. Образование» (далее – АИС) в рамках оказания муниципальной услуги «Предоставление мест в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования»: комплектование образовательных организаций, реализующий основную общеобразовательную программу дошкольного образования, с использованием АИС (автоматизированное комплектование) не осуществляется, списки очередников для направления не формируются, функциональные возможности АИС, в том числе при создании заявления для направления, формировании отчетов об обеспечении доступности дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми, просмотр информации с использованием механизмов фильтрации, сортировки и поиска информации, не используются;
з) в нарушение ч. 4.1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.п. 8, 15 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 15.05.2020 № 236) направления выдаются родителями (законным представителям) детей, ранее зачисленным и посещающим муниципальные дошкольные образовательные организации Старокулаткинского района;
и) сведения о выдаче ряда направлений в журнале «Учет выдачи направлений в муниципальные образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования» отсутствуют (п. 2.3 Административного регламента).
2. В нарушение п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ненадлежащим образом выполняется полномочие по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий: акты приемки учреждений к новому 2021-2022 учебному году не содержат выводов о готовности отдельных образовательных организаций к новому учебного году (МОУ Старокулаткинская СШ №1, МОУ Староатлашская СШ, МОУ Старомостякская СШ, МОУ Среднетерешанская СШ, МОУ Кирюшкинская НШ), не в полном объеме проводятся весенние и осенние осмотры зданий и территорий.
3. В нарушение п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Администрацией МО «Старокулаткинский район» ненадлежащим образом выполняются полномочия учредителя:
а) реорганизация муниципальных образовательный организаций муниципального образования «Ульяновский район» осуществляется в отсутствии положительного заключения комиссией по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, не утвержден состав муниципальной комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации (ч. 11, ч. 14 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
б) документы, подтверждающие учет мнения жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в данном сельском поселении, отсутствуют (ч. 12 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
в) утвержденные уставы образовательных организаций муниципального образования «Старокулаткинский район» не приведены в соответствие требованиям законодательства об образовании (ч. 5 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»):
- в нарушение п. 31 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» неверно определен перечень участников образовательных отношений (п. 3.20 Устава МДОУ Старокулаткинского д/с №1 «Гульчачак», п. 3.20 Устава Старокулаткинского детского сада № 3 «Чишмя» - муниципального дошкольного образовательного учреждения, п. 6.1 Устава МУ ДО «Старокулаткинский ЦДО»);
- в нарушение ч.ч. 8, 9 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции учредителя отнесено установление порядка приема детей в учреждение (п. 4.3 Устава МДОУ Старокулаткинского д/с №1 «Гульчачак», п. 4.3 Устава Старокулаткинского детского сада № 3 «Чишмя» - муниципального дошкольного образовательного учреждения);
- в нарушение ч. 2 ст. 25, ч. 6 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» неверно указана организационно-правовая форма юридического лица (п. 1.3 Устава МКОО «Кирюшкинская начальная школа», п. 1.3 Устава МКОО «Среднетерешанская СШ», п. 1.3 Устава МКОО «Старозеленовская средняя школа», п. 1.3 Устава МКОО «Старомостякская средняя школа», п. 1.3 Устава МБОО - Старокулаткинская средняя школа № 1, п. 1.3 Устава МБОО - Старокулаткинская средняя школа №2 имени Героя Российской Федерации Р.М.Хабибуллина, п. 1.3 Устава МКОО «Староатлашская средняя школа»), а также в наименовании общеобразовательных организаций (МКОО «Кирюшкинская начальная школа», МКОО «Среднетерешанская СШ», МКОО «Старозеленовская средняя школа», МКОО «Старомостякская средняя школа», МБОО - Старокулаткинская средняя школа № 1, МБОО - Старокулаткинская средняя школа №2 имени Героя Российской Федерации Р.М.Хабибуллина, МКОО «Староатлашская средняя школа») отсутствует указание на организационно-правовую форму;
- в нарушение ч.ч. 1, 4 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п. 2.3 Устава МКОО «Кирюшкинская начальная школа» предусмотрено право реализовывать дополнительные общеразвивающие программы, однако в соответствии с выданной образовательной организации лицензией на осуществление образовательной деятельности МКОО «Кирюшкинская начальная школа» не имеет права на реализацию данных программ; п. 2.4.4 Устава МБУ ДО «Старокулаткинская ДШИ» предусмотрено право реализовывать образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения, однако в соответствии с выданной образовательной организации лицензией на осуществление образовательной деятельности МБУ ДО «Старокулаткинская ДШИ» не имеет права на реализацию данных программ; Уставом МБУ ДО «Старокулаткинская ДШИ» предусмотрено проведение занятий вне образовательной организации (общеобразовательная школа, библиотека, дом культуры, музей, парк и т.д.), осуществлять производственную практику учащихся СПО и ВПО (п.п. 2.4.7, 2.5.26);
- в нарушение ч. 4 ст. 25, ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» некорректно определен порядок принятия решений общим собранием работников и педагогическим советом (Устав МКОО «Кирюшкинская начальная школа», Устав МКОО «Среднетерешанская СШ», Устав МКОО «Старозеленовская средняя школа», Устав МКОО «Старомостякская средняя школа», Устав МБОО - Старокулаткинская средняя школа № 1, Устав МБОО - Старокулаткинская средняя школа №2 имени Героя Российской Федерации Р.М.Хабибуллина, Устав МКОО «Староатлашская средняя школа», Устав МУ ДО ДЮСШ); не в полном объеме определен порядок принятия решений методическим советом (Устав МБУ ДО «Старокулаткинская ДШИ»); не определен срок полномочий отдельных коллегиальных органов управления (Устав МКОО «Кирюшкинская начальная школа», Устав МКОО «Среднетерешанская СШ», Устав МКОО «Старозеленовская средняя школа», Устав МКОО «Старомостякская средняя школа», Устав МБУ ДО «Старокулаткинская ДШИ», Устав МКОО «Староатлашская средняя школа», Устав МУ ДО ДЮСШ); Уставом МКОО «Староатлашская средняя школа» не определено единое наименование коллегиального органа управления, представляющего интересы работников: п.п. 4.7, 4.14 предусмотрено формирование общего собрания трудового коллектива, при этом п.п. 4.8-4.13 регламентируется деятельность общего собрания работников; Уставом МУ ДО «Старокулаткинский ЦДО» не определена структура, порядок формирования, компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации, а также не определен срок полномочий методического совета; Уставом МКОО «Староатлашская средняя школа» не определена структура, порядок формирования, компетенция, порядок принятия решений и выступления от имени образовательной организации школьного ученического самоуправления «Юность» и ученического совета;
- в нарушение ч. 3 ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п. 4.19 Устава МКОО «Кирюшкинская начальная школа» разработан без учета реализуемых образовательных программ: к компетенции педагогического совета отнесено принятие решения о допуске к ГИА обучающихся;
- в нарушение п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции родительского комитета неправомерно отнесено содействие обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса (п. 4.44 Устава МБОО - Старокулаткинская средняя школа № 1, п. 4.44 Устава МБОО - Старокулаткинская средняя школа №2 имени Героя Российской Федерации Р.М.Хабибуллина);
- в нарушение ст. 101 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 4 Правил оказания платных образовательных услуг (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1441) Уставом неправомерно закреплено право образовательной организации в пределах установленного муниципального задания оказывать услуги, относящиеся к ее основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату, а также к полномочиям учредителя отнесено установление порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги, относящиеся к основным видам деятельности Школы, оказываемые в пределах установленного муниципального задания (п.п. 2.4.6, 6.1.8 Устава
МБУ ДО «Старокулаткинская ДШИ», п. 4.12 Устава МУ ДО «Старокулаткинский ЦДО»);
- в нарушение ч. 2 ст. 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п. 2.2.3 Устава МБУ ДО «Старокулаткинская ДШИ» предусмотрена реализация дополнительных образовательных программ художественно-эстетичекой направленности;
- в нарушение п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право обучающихся на организацию обучения по индивидуальному учебному плану ограничено отдельными случаями (п. 2.5.7 Устава МБУ ДО «Старокулаткинская ДШИ»);
- в нарушение ч. 3 ст. 23, п.п. 12, 15 ч. 1 ст. 34, ст. 62 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Уставе закреплено право обучающихся на перевод для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предусмотрено приостановление образовательных отношений и восстановление в образовательной организации, а также к компетенции педагогического совета отнесено рассмотрение вопросов о предоставлении академического отпуска и выходе из него, что не предусмотрено для образовательных организаций дополнительного образования (п.п. 2.5.13, 3.3, 4.11.5, 10.5 Устава МБУ ДО «Старокулаткинская ДШИ»);
- в нарушение п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности ограничено повышением квалификации в высших профессиональных образовательных учреждениях, а также в учреждениях системы повышения квалификации (п. 3.8 Устава МБУ ДО «Старокулаткинская ДШИ», п. 6.6 Устава МУ ДО «Старокулаткинский ЦДО»);
- в нарушение ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» некорректно указан действующий федеральный закон, регулирующий отношения в сфере образования (Федеральный закон «Об образовании в РФ» (п. 4.1 Устава МБУ ДО «Старокулаткинская ДШИ»); согласно п. 1.7 Устава МУ ДО «Старокулаткинский ЦДО» образовательная организация в своей деятельности руководствуется нормативными актами Министерства образования и науки РФ, Министерства образования Ульяновской области;
- в нарушение п. 17 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Уставом не обеспечено право обучающихся на участие в управлении образовательной организацией (Устав МБУ ДО «Старокулаткинская ДШИ», Устав МУ ДО «Старокулаткинский ЦДО»);
- в нарушение п. 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
(утв. приказом Министерством просвещения РФ от 09.11.2018 № 196) неверно указаны направленности дополнительных общеразвивающих программ (п. 2.2 Устава МУ ДО «Старокулаткинский ЦДО»);
- в нарушение ч. 2 ст. 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Уставом МУ ДО «Старокулаткинский ЦДО» реализация программ дополнительного образования для взрослых не предусмотрена;
- в нарушение ч. 4 ст. 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» согласно п. 3.7 Устава МУ ДО «Старокулаткинский ЦДО» содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственных органами управления образованием.
4. В нарушение п. 6 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района утверждено приказом Муниципального учреждения - Управления образования администрации муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области, являющимся отраслевым (функциональным) органом, не наделенным действующим законодательством полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере образования, вместе с тем за отдельными территориями муниципального района закреплены несколько образовательных организаций.
5. В нарушение п. 16 Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» не разработаны и не утверждены планы мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 № 599.
6. В нарушение ч. 1 ст. 34, ч. 3 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2002 №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» Устав Муниципального учреждения - Управления образования администрации муниципального образования «Старокулаткинский район» - отраслевого функционального органа Администрации муниципального образования «Старокулаткинский район» неправомерно утвержден постановлением Администрации муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области от 30.01.2014.
Администрации МО «Старокулаткинский район» выдано предписание об устранении нарушений требований законодательства в сфере образования и установлен срок исполнения настоящего предписания - до 04.04.2022.