Информационная справка об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
по итогам 2016-2017 учебного года
В Ульяновской области родителям (законным представителям) детей
с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов предоставляется право выбора образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам
и адаптированным основным общеобразовательным программам, предоставляющим начальное, основное и среднее общее образование.
Право детей с ОВЗ и детей-инвалидов на получение образования по месту жительства реализуется путём инклюзивного образования.
Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов на территории Ульяновской области осуществляется:
- в 13 областных государственных казённых (бюджетных) общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, подведомственных Министерству образования
и науки Ульяновской области, в которых в 2016-2017 учебном году обучалось 1746 человек, из них 1027 инвалидов;
- в 86 отдельных классах 25 общеобразовательных организаций Ульяновской области, в которых в 2016-2017 учебном году обучалось 858 человек, из них 102 ребёнка-инвалида;
- в 296 общеобразовательных организациях инклюзивного типа Ульяновской области, в которых 2396 детей с ОВЗ, из них 658 инвалидов, обучаются совместно со своими сверстниками, не имеющими нарушений
в развитии.
В 2016-2017 учебном году 264 ребёнка-инвалида (100% от потребности), находящихся на обучении на дому и не имеющих медицинских противопоказаний, обучается с использованием дистанционных образовательных технологий
в 128 общеобразовательных организациях Ульяновской области. Организационно-методическое сопровождение данного направления осуществляет Ресурсный центр дистанционного образования детей-инвалидов Ульяновской области, функционирующий на базе областного государственного казённого общеобразовательного учреждения «Школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья № 88 «Улыбка» в составе
3 администраторов, 8 методистов и 3 технико-инженерных работников.
В целях социальной поддержки детей-инвалидов, обучающихся
с использованием дистанционных образовательных технологий, детям-инвалидам по зрению предоставляется право продолжать использовать комплекты компьютерного оборудования по окончании общеобразовательного учреждения
и детям-инвалидам из категории выпускников предоставляется право продолжать использовать комплекты компьютерного оборудования на время обучения
в дистанционной форме в профессиональных образовательных организациях высшего и среднего образования. В 2016-2017 учебном году получили компьютерное оборудование в безвозмездное временное пользование 14 детей-инвалидов из числа выпускников для продолжения обучения в профессиональных образовательных организациях и 4 инвалида по зрению.
В 2016-2017 учебном году обучение 94детей с ОВЗ и инвалидов, находящихся на длительном лечении в ГКУЗ «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница», было организовано на базе областных государственных казённых общеобразовательных учреждений «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 91» и «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»;2 детей с ОВЗ, находящихся на длительном лечении в ГКУЗ «Областной противотуберкулезный санаторий имени врача А.А.Тамарова» осуществлялось в муниципальной казённой общеобразовательной организации Труслейской средней школы.
В форме семейного образования в 2016-2017 учебном году обучались
3 ребёнка с ОВЗ, которые успешно прошли промежуточную аттестацию
в организациях Ульяновской области, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.
Развитие инклюзивных форм обучения детей с ОВЗ осуществляется
на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности.
Важную роль в этом направлении выполняют областные государственные казённые (бюджетные) общеобразовательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы, на которые возложены функции учебно-методических центров по координации работы
с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами (далее – ОГК(Б)ОУ школа-интернат).
В Ульяновской области в настоящее время выстроенная система сетевого взаимодействия данных учреждений с муниципальными образовательными организациями показывает себя наиболее эффективной по внедрению
и сопровождению инклюзивного образования детей с ОВЗ.
В 2016-2017 учебном году 183 учащихся с ОВЗ проходили государственную итоговую аттестацию, из которых сдавали экзамены в форме ЕГЭ 173 человека, в форме ГВЭ 25 человек, ЕГЭ и ГВЭ 37 человек. Численность выпускников с ОВЗ основного общего образования в 2016-2017 учебном году составляет 575 человек, из них сдававших экзамен в форме ОГЭ 59 человек и в форме ГВЭ 516 человек. Все учащиеся с ОВЗ преодолели минимальный порог по учебным предметам, обязательным для получения аттестата.
Показателем успешной социализации детей с ОВЗ, из числа выпускников ОГК(Б)ОУ школ и школ-интернатов, является их профессиональное самоопределение: в 2016-2017 учебном году продолжили обучение
в организациях профессионального образования 81% от общего количества выпускников, работают на производстве – 5,4%, находятся дома – 13,6%
(по состоянию здоровья).
По итогам трудового обучения 80,8% выпускникам ОГК(Б)ОУ школ
и школ-интернатов выдано свидетельство об обучении и характеристика
с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно, и 19,2% выпускникам, которым по итогам наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий в естественных и искусственно созданных ситуациях, позволяющих выявить и оценить результаты обучения, выдано свидетельство об обучении.
На территории Ульяновской области психолого-педагогическая, медико - социальная помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам, обучающимся
в общеобразовательных организациях, оказывается в четырёх Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ОГБОУ «Развитие», ОГБОУ «Центр патологии речи», ОГКОУ «Доверие», МБОУ «Росток») (далее – центр ППМС).В них работают 45 специалистов с профильным образованием (педагог - психолог, учитель - дефектолог, учитель - логопед, социальный педагог), научные звания имеют 3 человека, высшую и первую категории – 76% человек.
Центры ППМС оказывают государственные услуги по проведению комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников, коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся, организация предоставления дошкольного образования по основным образовательным программам, общего образования по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования, адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с умственной отсталостью, основным общеобразовательным программам основного общего образования, содержание детей. Полнота и эффективность выполнения государственных услуг составляет 100%.
С целью определения специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ, проведения комплексного диагностического обследования несовершеннолетних на территории Ульяновской области функционируют
1 центральная и 4 территориальных психолого-медико-педагогические комиссии, которые обследовали за 6 месяцев 2017 года 5493 ребёнка (в 2016 году 8414 детей).
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей- инвалидов осуществляют 2836 педагогических работников.
Решая задачи обеспечения условий успешной социализации детей с ОВЗ
и детей-инвалидов в Ульяновской области функционируют стажировочные площадки на базе ОГКОУ школы-интерната № 87 (для глухих обучающихся)
и МДОУ № 101 (для детей с тяжёлыми нарушениями речи) по распространению на всей территории Российской Федерации моделей успешной социализации детей и 30 базовых площадок, в которые входят представители ведущих ВУЗов региона, коррекционных учреждений и муниципальных образовательных организаций, работающих в инновационном режиме.
Методическое сопровождение введения ФГОС НОО ОВЗ
в общеобразовательных организациях осуществляют стажировочные площадки, функционирующие на базе ОГКОУ школы-интерната № 87, ОГКОУ школы-интерната № 88, МБОУ СШ № 42, которые в 2016-2017 учебном году провели
9 обучающих мероприятий для 285 педагогов, задействованных в работе с детьми с ОВЗ.
Для оказания методической помощи участникам образовательного процесса, задействованным в организации обучения детей с расстройством аутистического спектра (далее – дети с РАС), с января 2017 года на базе ОГБОУ школы-интерната № 89 функционирует региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению детей с РАС.
С целью повышения эффективности реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ с использованием способов и методов адаптивной физической культуры на территории Ульяновской области организована деятельность опорной профессиональной площадки по адаптивной физической культуре на базе ОГБОУ школы-интерната№ 89 (обеспечивают работу
5 специалистов), выигравшего конкурс инновационных социальных проектов государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений, способствующих эффективному применению адаптивной физической культуры как средства реабилитации
и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ (протокол заседания правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации от 29 июля 2016 г. № 4).
Высокие результаты работы по направлениям «Сохранение природного
и культурного наследия» и «Права человека, права ребёнка, демократия, ненасилие» в марте 2016 года ОГБОУ школе-интернату № 89 позволили получить статус «Ассоциированной школы ЮНЕСКО».
В 2016-2017 учебном году в организациях дополнительного образования обучадось1617 детей с ОВЗ и 1012 детей-инвалидов, что составляет 63% и 53,7% соответственно от численности детей данных категорий, проживающих
в Ульяновской области, в том числе проживающих в сельской местности 165 детей с ОВЗ и 60 детей инвалидов.
630 детей из вышеперечисленных категорий обучается по индивидуальным образовательным маршрутам.
Занятия проходят на базе организаций дополнительного образования,
и специализированных образовательных организаций по договору сетевого взаимодействия.
Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов организованы детские образовательные объединения по художественной, социально-педагогической направленности: «Танцы без барьеров» (танцевальный коллектив на инвалидов-колясочников), «Театр без барьеров», «Школа журналистики» (съемка видеороликов), «Оригами», «Волшебный песок», «Фантазия» (пластилинопластика и декоративно-прикладное творчество), «Поделки из бумаги».
В целях организации инклюзивного образования детей с ОВЗ с 2014 года реализуется проект детской летней творческой площадки «Творчество без границ», в рамках которой были организованы совместные занятия и досуговые мероприятия по журналистике, робототехнике, рукоделию, вокалу, здоровому образу жизни для детей-инвалидов, детей в трудной жизненной ситуации и детей жителей микрорайона.
В результате реализации государственной программы «Доступная среда» (далее – Программа) на 2011-2020 годы обеспечена доступность для детей-инвалидов в 93 общеобразовательных организациях во всех муниципальных образованиях Ульяновской области, что составляет 22,6 % от общего числа общеобразовательных учреждений региона и соответствует установленным целевым показателям Программы.
В 2016 году в реализацию мероприятий Программы включились
4 областные государственные общеобразовательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы, 1 областная государственная общеобразовательная организация дополнительного образования, реализующая дополнительные общеразвивающие программы (ОГКОУ школа-интернат № 89, ОГКОУ школа-интернат № 16, ОГКОУ школа-интернат № 18, ОГКОУ Измайловская школа-интернат, Дворец творчества детей и молодежи).
С 2016 года в Ульяновской области создаётся базовая профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов (далее – БПОО).
Из областного бюджета выделены средства в объёме 2 млн. рублей.
Из федерального бюджета Ульяновской области предоставлена субсидия
в размере 5873,3 тыс. рублей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.04.2016 № 802-р в 2016 году на создание в субъектах Российской Федерации базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, в рамках подпрограммы «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 гг.»).
Создание базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов осуществляется в г.Ульяновске на базе ОГБПОУ «Ульяновский техникум отраслевых технологий и дизайна».
В 2017 году продолжается работа по созданию БПОО. Из федерального бюджета бюджету Ульяновской области предоставлена субсидия в размере 3029,6 тысяч рублей, из областного бюджета Ульяновской области будут выделены средства в объеме 1237,4 тысяч рублей.
В целях повышения эффективности реабилитации и социальной адаптации
в 2016-2017 учебном году дети с ОВЗ принимали активное участие
в мероприятиях областного, всероссийского уровней, что позволило достичь им высоких результатов:
-учащиеся ОГКОУ школ-интернатов стали призёрами и победителями межрегионального Рождественского фестиваля «Возродим Русь святую!», проходившего в храме Богоявления Господня в с.Арское Ульяновской области, открытого городского парамузыкального фестиваля «Радуга талантов», межрегионального фестиваля - конкурса для граждан с ОВЗ «Мы вместе!», областного фестиваля детского художественного творчества учащихся «Храните детские сердца!», Всероссийского фестиваля «Открывая горизонты»;
- учащиеся ОГКОУ школы-интерната № 91 заняли 1 место
во Всероссийской летней спартакиаде для детей-инвалидов по зрению «Республика спорт», проходившей в октябре 2016 года в г. Сочи, в первенстве России по дзюдо, проходившему в апреле 2017 года в г. Саранск, и в первенстве России по лёгкой атлетике, проходившем в мае 2017 года в г. Салават республики Башкортостан, в чемпионате России по легкой атлетике, проходившем в июне 2017 года в г. Саранске;
- учащиеся ОГКОУ школы-интерната № 26 заняли 1 место (бег на 50 м., 500 м.,
3000 м.) в первенстве Ульяновской области по программе Специальной олимпиады «ДИНАМО – ДЕТЯМ РОССИИ» в 2017 году;
- команда Ульяновской области заняла 2 место во Всероссийской спартакиаде для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, проходившей в октябре 2016 года в г.Ульяновске;
- учащиеся ОГКОУ школы-интерната № 87 заняли 3 место в октябре 2016 года во Всероссийской летней спартакиаде по спорту глухих, проходившей
в г.Саранске, и в марте 2017 года в первенстве России по греко-римской борьбе, проходившем в г.Владимире.
В рамках реализации федерального проекта «Спорт – моя альтернатива»
в целях воспитания патриотизма, любви к спорту, формирования толерантного отношения на базе опорной профессиональной площадки по адаптивной физической культуре ОГБОУ школой-интернатом № 89 в 2017 году были проведены 13 региональных соревнований, в которых приняло участие 540 детей
с ОВЗ и 220 сверстников, не имеющих нарушений в развитии, и 6 обучающих мероприятий по адаптивной физической культуре для 100 специалистов региона.
На территории Ульяновской области организована система повышения квалификации педагогических работников на факультете дополнительного образования ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова». В 2017 году повысили квалификацию по программе «ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о» 134 педагога, по программе: «Современные образовательные технологии в области коррекционной педагогики» – 229 человек, по программе: «Современные образовательные технологии в области логопедии» – 118 человек, по программе «Обучение
и воспитание детей с РАС» – 73 человека, по программе «Организация тьюторского сопровождения лиц с ОВЗ» – 86 человек. С 2016 года на базе ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова» ведётся обучение специалистов по программе магистратуры специального дефектологического образования по направлению «Педагогика и психология инклюзивного образования» (27 человек обучаются).
Создание условий в общеобразовательных организациях на основании рекомендаций ПМПК, в том числе включение в работу с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами подготовленных специалистов, внедрение в учебно-воспитательный процесс современных инновационных технологий позволило достичь
в Ульяновской области целевых индикаторов по показателю «доля детей с ОВЗ и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования» в 2017 году 82%, что превышает показатель 2016 года
на 7 %.