В Ульяновской области создана и развивается система образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью.
Включение детей с инвалидностью и с ОВЗ в систему образования начинается с раннего возраста. Во исполнение положений Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года в Ульяновской области создаются межведомственные службы ранней помощи.
По данным мониторинга в 2020 году в Ульяновской области в системе образования функционируют 14 подобных служб, общее количество обращений в службы в очном и заочном режимах составило более 72-х человек (в 2019 году – 13, количество обращений – 3228 человек, в 2018 году - 9, количество обращений – 2603 человек, в 2017 году – 8, количество обращений – 2430 человек). Это свидетельствует о создании алгоритма межведомственного взаимодействия на всех уровнях профилактики инвалидности у детей группы риска и организации комплексного междисциплинарного сопровождения семей с детьми данной категории. В 2020 году на базе дошкольной образовательной организации создана служба ранней помощи на базе дошкольной образовательной организации МБДОУ детский сад № 226 «Капитошка» г. Ульяновска. Количество обращений родителей, законных представителей уменьшилось с введением ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и неблагоприятной обстановкой в регионе.
По данным региональной информационной системы доступности дошкольного образования, передаваемым в федеральную информационную систему доступности дошкольного образования, по состоянию на 1 сентября 2020 года из 50395 детей, посещающих дошкольные образовательные организации в Ульяновской области 3241 детей (64%) являются детьми с ОВЗ (из них 40 детей-инвалидов) и 53 детьми-инвалидами.
В 2020 году численность детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные организации, увеличилась на 3,4% (в 2019 году – 3134 воспитанников с ОВЗ), а численность детей-инвалидов увеличилась на 79% (в 2019 году – 11 детей-инвалидов).
В 2020 году количество групп комбинированной направленности составляло 14, а компенсирующей направленности – 251, их количество с 2019 года увеличилось на 3,4% (в 2019 году – 19 групп комбинированной и 237 групп компенсирующей направленности). Это свидетельствует об эффективности оказания комплексной психолого-медико-педагогической помощи в регионе.
Численность детей с ОВЗ, не обеспеченных местом в группах для детей с ОВЗ, на 1 сентября 2020 г. составляет 0 детей (на 1 января 2020 г. – 0 детей). При этом в целом по Ульяновской области в группах для детей с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях имеются 329 свободных мест.
На начало 2020/21 учебного года численность необучающихся в общеобразовательных организациях детей в возрасте 7-18 лет – 31, что на 29 % больше, чем в начале 2019/20 учебного года. По возрастному составу необучающихся больше в возрастных группах: 16 лет – 9 человек (из них 7 чел. не обучаются по состоянию здоровья, 2 чел. выбыли из учреждений, реализующих образовательные программы и не продолжили обучение), 17 лет – 5 человек (из них 4 чел. не обучаются по состоянию здоровья, 1 чел. выбыл из учреждения, реализующего образовательные программы и не продолжил обучение). Из общего количества необучающихся в общеобразовательных организациях дети с ОВЗ и инвалиды отсутствуют.
На уровнях начального, основного и среднего общего образования по адаптированным основным общеобразовательным программам в 2020/21 учебном году получают образование 3596 обучающихся с ОВЗ (что выше аналогичных показателей 2019/20 учебного года (на 1,02%), еще 2205 обучающихся получали образование по программам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что выше аналогичных показателей 2019/20 учебного года (на 1,4%).
Инклюзивно в 2020/21 учебном году обучаются 3335 обучающихся с ОВЗ (из них 737 имеют также статус ребенка-инвалида) и 1197 детей-инвалидов, что на 4,6% обучающихся с ОВЗ и 3,3% детей-инвалидов соответственно больше по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года.
Количество специальных коррекционных классов для обучающихся с ОВЗ в 2020 году составило 77 (в них 569 обучающихся с ОВЗ (из них 53 обучающихся детей-инвалидов) и 0 детей-инвалидов. По сравнению с 2019/20 учебным годом количество классов увеличилось на 20,7%, а численность обучающихся с ОВЗ в них увеличилась на 28,8%.
Кроме того, в 2020/21 учебном году в системе общего образования функционирует 12 отдельных классов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в которых обучается 98 обучающихся с ОВЗ (из них 27 имеют также статус ребенка-инвалида) и 0 детей-инвалидов. Количество таких классов с 2019 года увеличилось на 8,3%, а численность обучающихся в них уменьшилась на 2%.
Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования (далее соответственно – ГИА-9, ГИА-11), является обязательной (статья 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). При этом для обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью создаются специальные условия, также они вправе проходить итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).
По итогам 2019/20 учебного года ГИА-11 по русскому языку сдавали 148 обучающихся с ОВЗ, что на 4 % меньше, чем в 2018/19 учебном году (из них 148 – в форме единого государственного экзамена), по математике – 70 обучающихся с ОВЗ, что на 55,1 % меньше по сравнению с 2018/19 учебным годом (из них 70 – в форме единого государственного экзамена).
Создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования (создание в образовательных организациях универсальной архитектурной безбарьерной среды, оснащение специальным оборудованием и автотранспортом) реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года № 363 (далее – Программа «Доступная среда»), объем субсидии по которой в 2020 году составил 4819,5 млн. рублей.
Количество образовательных организаций – участников Программы «Доступная среда» составило в 2020 году 3, из них 1 дошкольная и 1 общеобразовательная организации, а также 1 организация дополнительного образования детей.
По итогам реализации Программы «Доступная среда» в 2020 году:
доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста составит 100% (плановое значение – 100%);
доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста составит 50% (плановое значение – 50%);
доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального, основного и среднего общего образования, от общей численности детей-инвалидов школьного возраста составит 100 % (плановое значение – 100 %).
По итогам 2020 года в Ульяновской области количество общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для обучения детей-инвалидов, составляет 1 (25% от их общего количества при плановом значении 25%), дошкольных образовательных организаций – 1 (20% от их общего количества при плановом значении 20%).
На начало 2020/21 учебного года по программам общего образования на дому обучались 1853 человека (что на 3,7% больше, чем в 2019/20 учебном году), из них 1167 обучающихся с ОВЗ (из них 812 также имеют статус ребенка-инвалида) и 541 детей-инвалидов, что на 2,9% обучающихся с ОВЗ больше и на 10,6% детей-инвалидов больше, чем в 2019/20 учебном году. Стоит учитывать, что численность обучающихся на дому в течение учебного года изменяется в связи с тем, что обучающемуся может быть рекомендовано освоение образовательных программ на дому на период от 21 дня до учебного года.
В Ульяновской области полностью сохранена сеть отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам, которые имея большой опыт работы с детьми с ОВЗ, в период распространения новой коронавирусной инфекции помогли детям с ОВЗ правильно организовать обучение в дистанционном формате, методическую и информационную поддержку по вопросам организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляет ОГКОУ «Школа-интернат № 88 «Улыбка», на базе которого с 2008 года функционирует ресурсный центр дистанционного образования детей-инвалидов. В период распространения новой коронавирусной инфекции в Ульяновской области с 18 ноября 2020 года после окончания осенних каникул было принято решение перевести обучающихся 7-11 классов школ, где количество обучающихся свыше 200 человек, на обучение по примерному графику с чередованием очной и дистанционной форм обучения (через 2 недели). Данная мера позволила минимизировать количество контактов обучающихся, что привело к сокращению количества заболевших ОРВИ и вирусными заболеваниями.
На уровнях общего образования в 2020/21 учебном году обучение и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в общеобразовательных организациях осуществляли 4351 педагогических работника и специалиста, в том числе 245 учителей-дефектологов (из них 58 – в дошкольных образовательных организациях), 488 учителей-логопедов (из них 307 – в дошкольных образовательных организациях), 447 педагога-психолога (из них 158 – в дошкольных образовательных организациях), 189 социальных педагогов (из них 27 –
в дошкольных образовательных организациях), 43 тьютора и 44 ассистента (помощника).
В целях обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов и специалистов, занятых в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью, в 2020 году обучающие мероприятия проведены для 5106 человек из числа руководящего, педагогического и административного персонала образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссий. Обучение проводилось по вопросам современных образовательных технологий в области коррекционной педагогики: «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС», «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС», «Профориентационная работа с детьми с ОВЗ и инвалидами», «Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС», «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС», «Современные требования к получению образования обучающихся с ОВЗ», «Воспитание и обучение детей с ОВЗ», «Современные подходы в работе с детьми с ОВЗ в соответствии с ФГОС», «Актуальные вопросы работы учителя с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях реализации ФГОС», «Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ», «Инклюзивное образование в общеобразовательной школе», «Организация работы с обучающимися с ОВЗ: проектирование адаптированной образовательной программы», «Особенности работы педагога с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в условиях реализации ФГОС», «Сопровождение детей с РАС: безбарьерная среда, методы и способы, проблемы инклюзивного образования».
Особое внимание уделяется реализации права на образование детей-инвалидов, проживающих в детских домах, школах-интернатах и домах-интернатах социальной защиты (далее – ДДИ).
Численность детей-инвалидов, проживающих в ОГКУСО ДДИ для УОД «Родник» в с. Максимовка Ульяновского района Ульяновской области), сократилась до 112 (на 10,7%) (со 124 детей-инвалидов в 2019 году). 100% детей-инвалидов и 100% граждан старше 18 лет, проживающих в ДДИ, получают общее образование с учётом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья и индивидуальных возможностей.
С учётом санитарно-эпидемиологической ситуации и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Ульяновской области, деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления на территории региона в период летней оздоровительной кампании 2020 года была приостановлена в соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области № 31 от 27.03.2020 «О введении режима повышенной готовности и установления обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности».
В Ульяновской области продолжает развиваться система дополнительного образования, куда включаются обучающиеся с ОВЗ и с инвалидностью. На территории Ульяновской области численность детей
с ОВЗ и детей-инвалидов составила 6436 человек.
В 2020 году по программам дополнительного образования обучались 3804 обучающихся из числа детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, что на 270 обучающихся больше, чем в 2019 году (3534 обучающихся), и составляет 59,1% от общего количества детей данных категорий, проживающих на территории Ульяновской области.
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды проходят обучение по 538 дополнительным общеразвивающим программам, среди которых 231 адаптированная программа, реализуемых на базе следующих образовательных организаций:
в организациях дополнительного образования, 948 обучающихся;
в общеобразовательных организациях, 1478 обучающихся;
в дошкольных образовательных организациях, 109 обучающихся;
в коррекционных общеобразовательных организациях, 910 обучающихся;
в детских домах и реабилитационных центрах, 359 обучающихся.
Прием на программы среднего профессионального образования (далее – СПО) лиц с инвалидностью в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличился с 89 человек до 100 (на 12, 3 %). Всего численность инвалидов, обучающихся в образовательных организациях СПО, составила в 2020 году 434 человека, численность обучающихся с ОВЗ – 497 человек.
Обеспечение доступности осуществляется за счет создания соответствующей инфраструктуры базовых профессиональных образовательных организаций (далее – БПОО) и ресурсных учебно-методических центров (далее – РУМЦ СПО).
В Ульяновской области функции БПОО с 2016 года возложены
на областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский техникум отраслевых технологий и дизайна» (далее - ОГБПОУ УТОТиД). К деятельности БПОО относится: осуществление методической (научно-методической), организационной, информационной, консультационной и экспертной поддержки деятельности профессиональных образовательных организаций Ульяновской области; координация деятельности профессиональных образовательных организаций Ульяновской области, реализующих инклюзивную практику, оптимизация использования интеллектуальных и материальных ресурсов и эффективная реализация задач по профессиональному образованию и обучению лиц с ОВЗ и инвалидов в условиях инклюзивного образования в регионе; создание специальных условий, обеспечивающих доступность среднего профессионального образования и профессионального обучения для лиц с ОВЗ и инвалидов, разработка и апробация в образовательном процессе здоровьесберегающих и иных технологий, направленных на сохранение здоровья и компенсаторных возможностей обучающихся из числа лиц с ОВЗ и инвалидов.
По результатам независимого рейтинга деятельности БПОО субъектов РФ, организованного при участии Министерства просвещения РФ, в 2020 году ОГБПОУ УТОТиД входит в 10 лучших организаций БПОО и занимает 6 место. Результаты деятельности ОГБПОУ УТОТиД включены в сборник «Лучшие практики БПОО ‑ 2020 гг.».
РУМЦ СПО создаются с целью консультационного, экспертного
и методического сопровождения на общероссийском и межрегиональном уровнях инклюзивного профессионального образования и профессионального обучения, в том числе по адаптированным образовательным программам.
В 2020 году в Ульяновской области не функционирует РУМЦ СПО.
По итогам реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2019-2020 годах была обновлена инфраструктура в 2-х отдельных образовательных организациях (0 организаций в 2019 году, 2-х организаций в 2020 году), которые получили субсидию из федерального бюджета в первую очередь на приобретение нового современного оборудования для предмета «Технология», коррекционных занятий и дополнительного образования детей (в 2019 году – 0 рублей, в 2020 году – 20505618,74 рублей, из которых 6443860,66 рублей – средства областного бюджета Ульяновской области, в т.ч. ремонтные работы- 5051172,97 рублей).
За счет этих средств была обновлена материально-техническая база для реализации швейного и полиграфического профилей трудовой подготовки. Кроме того, были оборудованы: кабинеты естественно-научного цикла (кабинет физики, биологии, химии), кабинет иностранных языков, кабинеты для реализации коррекционно-развивающей области (кабинет учителя- логопеда, кабинет педагога – психолога), а также кабинеты для дополнительного образования (экологическая студия, фото- и видеостудия, студия анимации, роботехника).
В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» по итогам 2020 года 59,1% от общего числа детей с инвалидностью и с ОВЗ будут охвачены программами дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий. Для этого реализуются мероприятия по развитию инфраструктуры для детей с инвалидностью и с ОВЗ в организациях дополнительного образования детей, разработаны и внедрены адаптированные, инклюзивные и дистанционные программы дополнительного образования, обеспечено повышение квалификации педагогов дополнительного образования.
В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование», направленного на модернизацию профессионального образования, предусмотрена реализация мероприятий по ежегодному проведению национального чемпионата «Абилимпикс» и подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью.
С 20 по 22 октября 2020 года в Ульяновской области состоялся V региональный чемпионат «Абилимпикс», в котором приняли участие 110 конкурсантов в возрасте от 14 до 65 лет.
По итогам ежеквартального мониторинга трудоустройства участников конкурсов «Абилимпикс» по состоянию на 01 октября 2020 года занятыми являются 152 человека (83,52%) участников региональных конкурсов «Абилимпикс» 2017-2019 годов (из них трудоустроены 61 человек (33,52%), продолжают обучаться 91 человек (51%).
В 2020 году в Ульяновской области была актуализирована нормативная правовая база в части соблюдения права обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью на образование:
Распоряжение Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области «О деятельности центральной и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий в связи с высоким риском распространения коронавирусной инфекции (COVID -19)» от 27.03.2020 № 606-р;
Распоряжение Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области «Об утверждении концепции комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра» от 30.06.2020 № 928-р;
Распоряжение Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области «О работе центральной психолого-медико-педагогической комиссии, функционирующей в структуре областного государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Развитие» от 22.12.2020 № 1899-р;
Распоряжение Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области «О работе территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, функционирующей в структуре областного государственного казённого образовательного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие» от 29.12.2020 №1997-р;
Распоряжение Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области «Об утверждении государственных заданий на 2021 и плановые периоды 2022, 2023 годов областных государственных организаций, находящихся в ведении Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области» от 14.12.2020 № 1822-р.
В регионе организовано сотрудничество Министерства просвещения
и воспитания Ульяновской области с организациями различной ведомственной принадлежности, родительской общественностью и социально ориентированными некоммерческими организациями, которое положительно влияет на достижение стратегических целей в сфере реабилитации, обеспечения полноценного участия в жизни общества детей с ОВЗ и способствует улучшению качества жизни указанной категории детей и их семей.