ПОВЕСТКА:
1.О реализации мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и организациях дополнительного образования детей условий для получения детьми-инвалидами качественного образования в 2016 году, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы».
Докладчик - Козлова Наталья Владимировна, заместитель директора Департамента общего образования
По информации Министерства образования и науки Российской Федерации (письмо от 10.03.2016 № ВК-450/07) постановлениемПравительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» (далее - Программа).
В рамках Программы предусмотрена консолидированная субсидия
на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов
и других маломобильных групп населения (далее – мероприятия, консолидированная субсидия).
Консолидированная субсидия включает средства федерального бюджета на мероприятия по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования, детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми- инвалидами качественного образования (далее - мероприятия по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования).
Софинансирование должно быть обеспечено в размере 70%
из федерального бюджета и 30% из консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
В части общего образования средства могут быть направлены только в те общеобразовательные организации, которые внесены в Федеральный перечень отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение
по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, утверждённый Министром образования и науки Российской Федерации Д.В.Ливановым (размещённый
на сайте Минобрнауки РФ: http://минобрнауки.рф/документы/7892).
Количество организаций дополнительного образования детей субъект Российской Федерации определяет самостоятельно, исходя из необходимости достижения показателя «доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста».
В 2016 году Ульяновской областью распределена субсидия
на 4 общеобразовательные организации, с правом самостоятельно включить организации дополнительного образования детей, в объёме 9066,4 тыс. рублей, софинансирование из регионального бюджета 3885,6 тыс. рублей (письмо
от 11.03.2016 № 07-959).
Во исполнение постановления Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 и реализации программных мероприятий, в реализацию Программы включены следующие образовательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы, в целях создания условий для получения детьми-инвалидами качественного образования
и создания специальных условий обучения и обеспечения доступности
в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей, в том числе приобретения специализированного автотранспортного средства для перевозки инвалидов.
Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 89» (далее - ОГКОУ «Школа-интернат №89»).
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее ФГОС НОО НОДА) должна быть обеспечена возможность для беспрепятственного доступа обучающихся
с НОДА ко всем объектам инфраструктуры образовательной организации.
Так как в ОГКОУ «Школа-интернат №89» имеется 1 единица специализированного транспортного средства, в котором предусмотрено
8 посадочных мест, а в данной образовательной организации обучается более 30 детей-колясочников и детей, передвигающихся с помощью специальных устройств, участие в программе «Доступная среда» позволит приобрести специализированное транспортное средство для перевозки данной категории детей.
В организациях, осуществляющих реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и программы коррекционной работы для обучающихся с НОДА, должны быть созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей совокупность соответствующих технических средств и технологий, обеспечивающих достижение каждым обучающимся с НОДА максимально возможных для него результатов обучения. В настоящее время
в ОГКОУ «Школа-интернат №89» соответствующими техническими средствами оборудован 1 кабинет начальных классов, 4 кабинета основной школы, кабинет информатики и логопедический кабинет. Дополнительное финансирование в рамках программы «Доступная среда» позволит приобрести необходимое учебно-реабилитационное оборудование для кабинетов начальной школы.
В ОГКОУ «Школа-интернат №89» необходимо создать условия, максимально учитывающие особые образовательные потребности детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В данной организации одним из важнейших направлений специального обучения является физическая терапия. В ОГКОУ «Школа-интернат №89» имеются залы АФК, ЛФК, бассейн, спортивно-игровая площадка. Тем не менее, детям, имеющим церебральный паралич, необходимо пользоваться вспомогательной техникой (отсутствующей в учреждении) такой как: тренажер «Гросса», тренажер для занятий иппотерапией «Наездник», коррекционный комплекс для развития координации движения «Тимокко». Предоставление субсидий по программе «Доступная среда» позволит приобрести данные виды оборудования.
Структура требований к материально-техническим условиям включает так же требования к учебникам, дидактическим материалам, позволяющим реализовывать выбранный вариант программы. В ОГКОУ «Школа-интернат №89» функционирует библиотека, оснащенная компьютерным и цифровым оборудованием. Ежегодно пополняется фонд учебной и дополнительной литературы. Переход в 1 классе на ФГОС НОО НОДА с 1 сентября 2016 г. предполагает приобретение новой учебной литературы, соответствующей новому учебному плану и программным требованиям. По программе «Доступная среда» планируется приобретение учебников и пособий для учащихся на сумму 80. 000 руб.
Таким образом, участие ОГКОУ «Школа-интернат №89» в программе «Доступная среда» позволит создать необходимые условия для выполнения требований ФГОС НОО НОДА, вследствие чего обеспечить достижение каждым обучающимся максимально возможных для него результатов освоения.
Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39» (далее – ОГКОУ школа № 39).
В ОГКОУ школа № 39 обучаются 83 ребенка -инвалида, из которых
22 ребенка имеют детский церебральный паралич, из них 10 инвалидов-колясочников, которые из-за удаленности проживания (с.Луговое, Засвияжье, Тути, пос.Плодовый, район речного порта и т.д.) обучаются на дому.
ОГКОУ школа № 39 имеется филиал, расположенный в 38 км
от учреждения, где обучаются 121 ребенок – инвалид. Для интеграции
и социализации их проводятся совместные мероприятия, на которые необходимо осуществлять подвоз данной категории детей, поэтому остро стоит проблема приобретения специализированного автотранспорта, а также установка подъемного устройства для передвижения «детей-колясочников»
на 2 и 3 этажи (спортзал находится на 3 этаже) и поручней по лестничным клеткам и периметру рекреаций для учащихся, имеющих нарушения
опорно-двигательного характера.
Для реализации с 01.09.2016 федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 1 классах необходимо приобретение:
- учебной литературы;
- специализированного оборудования для двух учебных кабинетов
для организации работы с детьми, имеющими множественные нарушения
в развитии;
- специальной учебной мебели для детей с детским церебральным параличом (важно, чтобы у ребёнка с детским церебральным параличом было личное адаптированное под его недуг пространство, в котором созданы условия для обучения и развития. Основными элементами такого пространства являются стол и стул. Стул (опора для сидения) для ребёнка с детским церебральным параличом имеет необходимые фиксаторы и опоры
для поддержания правильного положения тела) ,
- учебного пособия Монтессори для психолого-педагогического сопровождения умственно-отсталых детей с целью формирования и развития
у них микро- и макромоторики, развития предметных представлений, социальной адаптации.
Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Измайловская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья» (далее - ОГКОУ Измайловская ШИ).
В ОГКОУ Измайловской ШИ обучаются 77 детей, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), из которых 30% - обучающиеся дети – инвалиды и 11% - обучающиеся, имеющие и нарушения
опорно-двигательного аппарата.
В связи с ограниченной мобильностью вышеназванной категории детей, бедностью контактов со сверстниками и взрослыми, территориальной отдаленностью ОГКОУ Измайловской ШИ от районного и областного центра, имеется потребность в обеспечении специализированным автотранспортным средством для организации участия обучающихся в:
-соревнованиях по легкой атлетике, мини-футболу, баскетболу,
по лыжным гонкам; в программе «Специальная олимпиада», проводимым
в городе Ульяновске и Ульяновской области,
-областных конкурсах детского творчества, районных и областных мероприятиях;
- совместных мероприятиях, проводимых организациями, расположенными на территории муниципального образования «Барышский район» (основание: договора о сетевом взаимодействии с ОГУ ЦЗН Баршского района, ОАО «Швея», МОУ ДОД ДШИ г. Барыш, «Мебельная фабрика», центр «Семья и дети» г. Барыш, МУЧ ДЮСШ Барышского района), что позволяет обеспечить возможность расширения границ пространства жизнедеятельности детей с ОВЗ и детей инвалидов, формировать толерантное отношение к ним у сверстников.
С целью организации социально-педагогической поддержки детей, имеющих умственную отсталость, сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирования основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни и повышения качества образовательного процесса в ОГКОУ Измайловской ШИ необходимо приобретение коррекционно-развивающего оборудования:
- интерактивного аппаратно-программного комплекса в соответствии
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- специализированной учебная мебели для детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата.
Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 18» (далее – ОГКОУ школа-интернат № 18).
ОГКОУ школа-интернат № 18 – единственное учреждение, которое ранее не участвовало в реализации программ, позволяющим создать условия
для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В ОГКОУ школе-интернате № 18 обучаются 124 ребенка с умственной отсталостью, из которых 89 имеют инвалидность.
С целью обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (ранее данное учреждение
не входило в реализацию данной программы) в ОГКОУ школе-интернате № 18 необходимо создать современную информационно-образовательную среду, обеспечивающую каждому ребенку добиться максимально возможных результатов обучения:
- приобрести специальное учебное и коррекционное оборудование,
- организовать сенсорную комнату для психоэмоциональной разгрузки учащихся,
- обеспечить учащихся специальной учебной литературой,
- установить специальные устройства на входные группы
для обеспечения доступности здания для инвалидов.
ОГБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодёжи (далее – Дворец творчества)
Сегодня в Ульяновской области в системе дополнительного образования детей сложилась уникальная ситуация – создана организация нового типа – образовательный холдинг дополнительного образования, объединивший
6 областных образовательных организаций в единое целое. Сегодня областной Дворец творчества является единственным и уникальным ресурсным центром дополнительного образования региона по всем направленностям.
Дворец творчества сегодня – это 127 региональных мероприятий в год, это почти 11,5 тысяч обучающихся города и области, где каждый должен найти свой путь в развитии, выстроить свою образовательную траекторию
для наиболее полной самореализации. А наша задача – помочь ребёнку, в том числе ребенку-инвалиду проложить этот путь.
В связи с вступлением в силу Федерального закона № 419-ФЗ
от 01.01.2016 необходимо создать во Дворце творчества целый ряд новых требований по соблюдению прав инвалидов во всех сферах жизнедеятельности. С этой целью во Дворце творчества разработана программа по поэтапному повышению показателей доступности для детей-инвалидов объектов, услуг, формированию безбарьерной среды.
Таким образом, в связи с готовностью к реализации новых задач
по соблюдению прав детей-инвалидов на дополнительное образование, принятию административно-распорядительных мер
по повышению значений показателей доступности для детей-инвалидов, инструктирования по вопросам обеспечения доступности для детей-инвалидов, Дворец творчества крайне необходимо включить в федеральную программу «Доступная среда» в 2017-2020 гг на условиях софинансирования
из федерального бюджета РФ.
Средства планируется распределить на создание безбарьерной среды для детей-инвалидов, установку кнопок вызова персонала, информационно-тактильных знаков, монтаж звуковых и световых маяков, информационный терминал с сенсорным экраном, подъёмник, напольные средства ориентации, демонтаж дверных проёмов, устройство санитарно-гигиенических кабин, установку поручней и др.
Перечень
общеобразовательных организаций осуществляющих обучение
по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и организациях дополнительного образования детей, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования и получающих субсидию на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы» в 2016 году
№ п.п. |
Полное наименование базового образовательного учреждения |
Перечень мероприятий и видов работ по адаптации, реализуемых на объекте в течение года |
Планируемое финансирование мероприятий |
||
ВСЕГО |
Федеральный бюджет |
Консолидированного бюджета |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1
|
Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 89» |
учебно-реабилитационное оборудование для кабинетов начальной школы, тренажер «Гросса», тренажер для занятий иппотерапией «Наездник», коррекционный комплекс для развития координации движения «Тимокко», планируется приобретение учебников и пособий, приобретение специализированного автотранспорта |
2590,40 |
1813,28 |
777,12 |
2 |
Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39» |
подъемное устройство, поручни по лестничным клеткам и периметру рекреаций, учебная литература; специализированное оборудование, специальная учебная мебель для детей с детским церебральным параличом, приобретение специализированного автотранспорта |
2590,40 |
1813,28 |
777,12 |
3
|
Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №18» |
приобретение специального учебного и коррекционного оборудования, сенсорная комната для психоэмоциональной разгрузки учащихся, обеспечение учащихся специальной учебной литературой, установка специального устройства на входные группы для обеспечения доступности здания для инвалидов |
2590,40 |
1813,28 |
777,12 |
4
|
Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Измайловская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» |
приобретение коррекционно-развивающего оборудования: интерактивного аппаратно-программного комплекса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); специализированной учебная мебели для детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, приобретение специализированного автотранспорта |
2590,40 |
1813,28 |
777,12 |
5 |
ОГБОУ ДОД областной Дворец творчества детей и молодёжи |
установку кнопок вызова персонала, информационно-тактильных знаков, монтаж звуковых и световых маяков, информационный терминал с сенсорным экраном, подъёмник, напольные средства ориентации, демонтаж дверных проёмов, устройство санитарно-гигиенических кабин, установку поручней и др |
2590,40 |
1813,28 |
777,12 |
В обсуждении вопроса приняли участие Головин П.П., Малышева Е.Н., Чернова Т.Е., Соломенко Л.Д.
РЕШЕНИЕ:
1. Согласовать принцип распределения финансовых средств образовательным организациям Ульяновской области в 2016 году в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы».
Председатель общественного совета А.Р.Корнилин
Приложение к протоколу №11
от 29.05.2016г.
Список присутствующих |
|||
Председатель общественного совета: |
|||
1. |
Корнилин Андрей Робертович |
– |
проректор по дополнительному образованию и международной деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия имени П.А.Столыпина», член Общественной палаты Ульяновской области |
Заместитель Председателя общественного совета: |
|||
2. |
Полетаев Валерий Владимирович |
– |
директор муниципального автономного образовательного учреждения «Физико-математический лицей № 38 г. Ульяновска», член Экспертного совета при Правительстве Ульяновской области |
Секретарь общественного совета: |
|||
3. |
Данилова Людмила Дмитриевна
|
– |
заведующий муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 253 «Белоснежка» – Центра развития ребёнка |
Члены общественного совета: |
|||
4. |
Дергунова Нина Владимировна |
– |
член Общественной Палаты РФ |
5. |
Каштанкина Светлана Николаевна |
|
учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9» |
6. |
Лагушкин Виктор Павлович |
– |
председатель Ульяновского регионального отделения Ассоциации юристов Российской Федерации |
7. |
Малышева Елена Николаевна |
– |
председатель Ульяновской областной общественной организации помощи родителям и детям «Совет родителей» |
8. |
Обласов Владимир Викторович |
– |
директор многопрофильного лицея № 11 им. Мендельсона города Ульяновска, победитель областного конкурса «Учитель года 2010», победитель конкурса Лучших учителей 2007 года |
9. |
Сафонова Любовь Петровна |
– |
заместитель председателя Правления регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» по Ульяновской области |
10 |
Полетаев Валерий Владимирович |
– |
директор муниципального общеобразовательного учреждения физико-математический лицей № 38, член Экспертного совета при Правительстве Ульяновской области, заместитель председателя общественного совета |
11 |
Чернова Татьяна Евгеньевна |
– |
учитель географии и экономики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мариинская гимназия», лауреат конкурса Лучших учителей 2010 |