На территории Ульяновской области функционирует развитая сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений для оказания коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
В Ульяновской области функционируют 62 дошкольных образовательных организации для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), в которых обучаются 4605 человек. В детских садах созданы специальные условия для успешной социализации, реабилитации детей данной категории.
В вышеназванных учреждениях создана предметно-развивающая среда для каждой категории детей, включающая в себя не только особые методические условия (развивающие игры, пособия), но и специально оборудованные бассейны, малые физкультурные залы, массажные кабинеты, кабинеты ЛФК. В этой связи данные организации раскрывают себя как площадки для реализации модели, в состав которой входит инклюзивный компонент образования дошкольников. Кроме того, детский сад №186 «Волгарик» является экспериментальной площадкой по реализации ТРИЗ-технологий в образовании с детьми дошкольного возраста, при которой действует базовая кафедра от ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова». Таким образом, осуществляется методическая поддержка и раскрывается научно-исследовательская база образовательного процесса, организованного в ДОО.
В 2015-2016 учебном году в общеобразовательных организациях Ульяновской области обучаются 4882 детей с ОВЗ и детей-инвалидов (63,3%), из которых 1792 ребёнка - в 13 областных государственных казённых общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, подведомственных Министерству образования и науки Ульяновской области (36,7%) (далее – коррекционные учреждения).
В настоящее время в Ульяновской области родителям (законным представителям) детей с ОВЗ и детей-инвалидов предоставляется право выбора образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам и адаптированным основным общеобразовательным программам, предоставляющим начальное, основное и среднее общее образование.
Право детей с ОВЗ и детей-инвалидов на получение образования по месту жительства реализуется путём инклюзивного образования.
Развитие инклюзивных форм обучения детей с ОВЗ осуществляется на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности.
Важную роль в этом направлении выполняют коррекционные учреждения, на которые возложены функции учебно-методических центров по координации работы с детьми с ОВЗ. В Ульяновской области в настоящее время выстроенная система сетевого взаимодействия данных учреждений с муниципальными образовательными организациями показывает себя наиболее эффективной по внедрению и сопровождению инклюзивного образования детей с ОВЗ.
На территории Ульяновской области психолого-педагогическая, медико - социальная помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам, обучающимся в общеобразовательных организациях, оказывается специалистами четырёх Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ОГБОУ «Развитие, ОГБОУ «Центр патологии речи», ОГКОУ «Доверие», МБОУ «Росток»).
С целью определения специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ, проведения комплексного диагностического обследования несовершеннолетних на территории Ульяновской области функционируют 1 центральная и 4 территориальных психолого-медико-педагогические комиссии (далее – ПМПК) (в 2015 году обследовали 8991 ребенка, в I полугодии 2016 года – 1831 человек).
В 2015-2016 учебном году в 300 общеобразовательных организаций созданы специальные условия для детей с ОВЗ, обеспечивающие их развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум, куда направляются дети в соответствии с рекомендациями ПМПК.
В настоящее время 291 ребёнок-инвалид (100% от потребности), находящийся на обучении на дому и не имеющий медицинских противопоказаний, обучается с использованием дистанционных образовательных технологий в 136 общеобразовательных организациях Ульяновской области.
Повышение качества образования детей-инвалидов, обучавшихся с использованием дистанционных образовательных технологий, позволило выпускникам успешно продолжить обучение в организациях профессионального образования: из общего количества выпускников 2015 года, обучавшихся дистанционно, поступили в организации высшего профессионального образования 38,5% и среднего профессионального образования 61,5%.
В целях социальной поддержки детей-инвалидов, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий, детям-инвалидам по зрению предоставляется право продолжать использовать комплекты компьютерного оборудования по окончании общеобразовательного учреждения и детям-инвалидам из категории выпускников предоставляется право продолжать использовать комплекты компьютерного оборудования на время обучения в дистанционной форме в профессиональных образовательных организациях.
В 2015-2016 учебном году получили компьютерное оборудование в безвозмездное временное пользование 14 детей-инвалидов из числа выпускников для продолжения обучения в профессиональных образовательных организациях и 4 инвалида по зрению.
Для введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО ОВЗ) и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее – ФГОС УО) в общеобразовательных организациях Ульяновской области учащимся с ОВЗ предоставляются бесплатные специальные учебники и учебные пособия, иная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлопереводчиков (закон Ульяновской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области отдельными государственными полномочиями в сфере образования и отдыха детей» от 22.04.2014 № 47-ЗО). В 2015 году израсходовано 5851,3 тысяч рублей, в 2016 году бюджетом предусмотрено 8900,7 тысяч рублей.
В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы в 2015 году на выделенные средства из федерального бюджета в сумме 25336,8 тысяч рублей и областного бюджета– 10859,0 тысяч рублей созданы специальные условия по обеспечению введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО в 25 общеобразовательных организациях, что составило 21 % от общего числа общеобразовательных учреждений региона.
Решая задачи обеспечения условий успешной социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в Ульяновской области функционируют стажировочные площадки на базе ОГКОУ школы-интерната № 87 (для глухих обучающихся) и МДОУ № 101 (для детей с тяжёлыми нарушениями речи) по распространению на всей территории Российской Федерации моделей успешной социализации детей и 30 базовых площадок, в которые входят представители ведущих ВУЗов региона, коррекционных учреждений и муниципальных образовательных организаций, работающих в инновационном режиме.
Опыт работы стажировочных и базовых площадок по социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов распространен в общеобразовательных организациях Ульяновской области и в 16 регионах Российской Федерации (Самарская, Саратовская, Тамбовская, Вологодская, Владимировская, Пензенская, Челябинская, Мурманская области, Красноярский край, Хабаровский край, республики Марий – Эл, Мордовия, Хакасия, Чувашия, г. Москва, г. Санкт –Петербург).
Существующий уровень развития региональной системы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов позволил с 2014 года обеспечить экспериментальный переход на ФГОС НОО ОВЗ. В 2015-2016 учебном году в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы ведётся апробация ФГОС НОО ОВЗ на базе стажировочных площадок (ОГКОУ школа-интернат № 87, ОГКОУ школа-интернат № 88, МБОУ СОШ № 42). На денежные средства, выделенные из федерального и регионального бюджетов (2015 год – 10413 тыс. руб. из федерального и 4460,3 тыс.рублей из областного бюджета) изменена архитектурная среда, в части обеспечения доступности, создана материально-техническая база: приобретено современное учебное и специализированное коррекционное и реабилитационное оборудование.
В 2015 и 2016 годах на базе стажировочных и базовых площадок повысили квалификацию 1125 педагогов, задействованных в работе с детьми с ОВЗ.
На территории Ульяновской области организована система повышения квалификации, переподготовки педагогических кадров по вопросам образования детей с ОВЗ. Профессиональная подготовка и переподготовка по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО осуществляется на факультете дополнительного образования ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова», на базе которых прошли курсовую подготовку в 2015 и 2016 годах 486 человек и в 2016 году 606 человек. В 2016 году на базе ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова» открыта программа магистратуры специального дефектологического образования по направлению «Педагогика и психология инклюзивного образования», «Дефектология».
Включение в работу с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами подготовленных специалистов, внедрение в учебно-воспитательный процесс современных инновационных технологий позволило достичь в Ульяновской области целевых индикаторов по показателю «доля детей с ОВЗ и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования» в 2015 году 72%.
Опыт работы по введению ФГОС НОО ОВЗ отражен в сборниках статей: «Вариативные технологии успешной социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в практике педагогической деятельности» в 2-х частях» (август 2015 года), «Дидактические и методологические аспекты реализации ФГОС ОВЗ в практике начального образования» (декабрь 2015 года).
В 2015 – 2016 учебном году в 34 профессиональных образовательных организациях (далее – ПОО), подведомственных Министерству образования и науки Ульяновской области, обучаются 189 студентов и слушателей, имеющих инвалидность, 462 обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития, с умственной отсталостью).
Каждый год регион планомерно увеличивает долю профессиональных образовательных организаций, здания которых приспособлены для обучения лиц с ОВЗ. По состоянию на 01.012016 достигнут показатель в 14 %. С 2013 года в государственной программе «Доступная среда» приняли участие 5 ПОО: Димитровградский технический колледж, Ульяновский педагогический колледж, Ульяновский социально-педагогический колледж, Ульяновский техникум питания и торговли и Ульяновский техникум отраслевых технологий и дизайна. В 2016 году в областном бюджете предусмотрены финансовые средства на создание безбарьерной среды в Ульяновском строительном колледже.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.04.2016 № 802-р в 2016 году на создание в субъектах Российской Федерации базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, в рамках подпрограммы «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 гг.» Ульяновской области предоставлена субсидия в размере 5873,3 тысяч рублей.
В Ульяновской области создание базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов, планируется в ОГБПОУ «Ульяновский техникум отраслевых технологий и дизайна».
В настоящее время разрабатываетcя проект соглашения, которое будет заключаться между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством субъекта Российской Федерации. В данном соглашении будут определены направления работы, в соответствии с которыми будет составляться план создания базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов.
Абитуриенты, имеющие инвалидность, которая позволяет обучение по отдельным программам среднего профессионального образования, и не требует особых условий для обучения, поступают в ПОО на общих основаниях и обучаются в основных группах. При необходимости для них разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, адаптируются образовательные программы.
Выпускники коррекционных учреждений или специальных (коррекционных) классов общеобразовательных организаций, имеющие умственную отсталость, задержку психического развития, в соответствии с законодательством обучаются по программам профессионального обучения, адаптированным для лиц с ОВЗ.
В 2015 году 12 профессиональных образовательных организаций провели приём по программам профессионального обучения, адаптированным для лиц с ОВЗ (умственная отсталость).
Для вышеуказанной категории открыты специальные (коррекционные) группы по следующим программам профессионального обучения: столяр, маляр, штукатур, повар, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин, швея, оператор ЭВМ, слесарь механосборочных работ, плотник, каменщик.
В настоящее время утверждены общие объемы контрольных цифр приема в 2016 году по программам профессионального обучения лиц с ОВЗ в количестве 240 мест.
Программы профессионального обучения, адаптированные для лиц с ОВЗ проходят согласование в Центре образования и системных инноваций Ульяновской области.