«О некоторых мерах по повышению эффективности правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области».
Если вспомнить часть 1 статьи 1 Конституции РФ, то в данной статье говорится о том, что Россия на настоящий момент является правовым государством, и мы к этому стремимся.
Первоначальной задачей формирования правового государства является создание совершенной законодательной и нормативной базы на всех уровнях, в том числе и на муниципальном в пределах своих полномочий.
И не случайно в целях повышения эффективности правотворческой деятельности органов местного самоуправления со стороны исполнительных органов государственной власти Ульяновской области (далее-орган) на основании Распоряжении Губернатора Ульяновской области от 8.07.2014 №274-р «О некоторых мерах по повышению эффективности правотворческой деятельности органов МСУ муниципальных образований Ульяновской области (с изменениями от 29.09.2014) осуществляется практическая помощь в проведении анализа, а также правовой и антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов муниципальных образований Ульяновской области.
В частности, только по Министерству образования и науки Ульяновской области в 2015 году было проведено более 635 анализов проектов нормативных правовых актов муниципальных образований, а в 2016 году по состоянию на октябрь- более 500 актов.
При проведении анализа поступившего проекта муниципального нормативного правового акта органы исполнительной власти оценивают его актуальность и практическую значимость, в том числе с учётом целей, приоритетов и задач, установленных документами стратегического планирования Российской Федерации и Ульяновской области; степень влияния содержащихся в проекте муниципального нормативного правового акта предписаний на улучшение сложившейся в соответствующей сфере государственного (муниципального) управления ситуации; возможность решения затрагиваемого в проекте муниципального правового акта вопроса альтернативным предложенному таким проектом способом, в том числе без установления нового правового регулирования. Одновременно при проведении анализа поступившего проекта муниципального нормативного правового акта органы исполнительной власти вправе оценить его соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов Ульяновской области, а также общепринятым правилам юридической техники. Несмотря на то, что антикоррупционая экспертиза муниципальных НПА не предусмотрена вышеуказанным распоряжением, мы ее проводим.
Содержание проектов многих муниципальных нормативных правовых актов нуждаются в терминологической и лингвостилистической доработке, а также доработке с учетом общеправового критерия ясности, определенности и недвусмысленности правовой нормы, а также с учетом необходимости обеспечения единства применяемой в проекте терминологии с терминологией, используемой в актах законодательства Российской Федерации.
Самыми распространёнными коррупциогенными факторами, выявляемыми в проектах НПА, являются отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) и отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
Данная работа должна быть продолжена и войти в систему, хотя не все муниципальные образования Ульяновской области направляют либо частично направляют свои НПА, в частности в Министерство образования и науки Ульяновской области, как исполнительный орган государственной власти, уполномоченный в сфере образования. Поскольку именно проекты правовых актов являются начальной ступенью для выявления коррупциогенных факторов и предотвращения коррупции в результате дальнейшего их правоприменения.