В адрес Департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства просвещения и воспитания регулярно поступают вопросы о требованиях к содержанию Уставов образовательных организаций.
Основные требования к уставам образовательной организации закреплены в ст. 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Это указание в уставе на тип образовательной организации; на учредителя или учредителей образовательной организации; перечисление видов реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; установление структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации. Последнее положение также конкретизировано в ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Однако данной статьей не исчерпываются все нормы, регулирующие содержание уставов образовательных организаций. Дополнительные нормы можно разделить на три группы:
1. Нормы, устанавливающие обязательные требования, которые дополняют требования ст. 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и относятся ко всем образовательным организациям;
2. Нормы, устанавливающие обязательные требования, которые относятся к отдельным типам или разновидностям образовательных организаций;
3. Нормы, определяющие области, которые могут быть урегулированы уставом.
К первой группе относятся следующие требования:
· Закрепление норм о филиалах (при их наличии) (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
· Порядок принятия локальных актов (ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
· Установление прав, обязанностей и ответственности работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ч. 3 ст. 52 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
· Определение уставных целей деятельности (ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
· Порядок направления при ликвидации образовательной организации ее имущества после удовлетворения требований кредиторов на цели развития образования (ч. 3 ст. 102 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Отдельно в этой группе следует выделить нормы, предусматривающие конкретизацию уставом структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации, а также участия отдельных групп участников образовательных отношений в управлении образовательной организацией. Относительно данных вопросов следует отметить следующие нормы:
· Порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией (п. 17 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
· Определение формы участия родителей в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 7 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
· Порядок участия педагогических работников в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления (п. 9 ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
· Установление порядка назначения (избрания) руководителя (ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
· Определение прав и обязанностей руководителя образовательной организации, его компетенции в области управления образовательной организацией (ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Ко второй группе относятся следующие требования:
· Установление специальных названий обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе (ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
· Установление порядка вхождения научных работников в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией (п. 1 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
· Определение особенностей избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации (ч. 10 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
· Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия (ч. 13 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») – только для организаций, осуществляющий образовательную деятельность по программам высшего образования.
И, наконец, к третьей группе относятся такие требования, как:
· Возможность формирования коллегиальных органов, не относящихся к числу обязательных (ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
· Право образовательной организации на ведение научной и (или) творческой деятельности (ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
· Установление иной (не образовательной) деятельности, которую образовательная организация вправе осуществлять (ч. 1 ст. 102 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
По результатам контрольно-надзорных мероприятий отмечаем избыточность содержания уставов. Например, такие вопросы, как организация образовательной деятельности и оценка образовательных результатов, должны быть закреплены в локальных нормативных актах и календарном учебном графике, а не зафиксированы в Уставе. В случае определения содержания Устава в соответствии с вышеуказанными необходимость регулярно вносить изменения и дополнения в Устав в связи с изменениями законодательства в части организации и осуществления образовательной деятельности, а также режимом работы образовательной организации отсутствует.
Важно: как типичное нарушение распространена неполнота определения структуры управления образовательной организацией (отсутствуют органы управления с участием родителей (законных представителей) и обучающихся, предусмотрен открытый перечень органов управления).
При определении содержания Устава также следует учитывать, что утверждение Устава относится к компетенции учредителя. Таким образом, учредитель вправе рекомендовать включить в содержание устава иные положения, регламентирующие осуществление деятельности образовательной организации.