Ссылка для скачивания файлов: https://cloud.mail.ru/stock/k7WBkCNAvwhLnUVgE3q1hFaP
Урок №2 «Пункт прибытия –Ульяновск»
Слайд 1,2 Начало Великой Отечественной войны поставило перед руководством Советского Союза задачу сохранить всю возможную производственно экономическую базу страны и организовать успешную работу в тылу для достижения Победы. Фашистские войска вторглись на европейскую часть страны – захватив промышленные регионы. В которых находилось более 31 тысячи предприятий, металлургической, пищевой, текстильной промышленности. Данные территории были густонаселенны, на них проживало 40 % от общей численности всего населения СССР. Оставить такие территорий вражеским войскам, означало потерю огромных материальных и людских ресурсов.
Слайд 3 Ульяновск стал одним из крупнейших центров эвакуации населения, промышленных предприятий, государственных органов и учреждений. В годы Великой Отечественной войны в наш город из прифронтовых зон было эвакуировано в общей сложности 17 предприятий и 28 организаций и учреждений.
Самым крупным эвакуированным заводом размещенным в нашем городе стал Московский Автомобильный завод имени Сталина.
Из документа «… Советское государство произвело эвакуацию населения и материальных ценностей с временно захваченной территории. В числе районов, предназначенных для размещения эвакуированных предприятий, является и город Ульяновск, куда эвакуировано 13 крупных и мелких предприятий, в том числе значительная часть такого гиганта индустрии, как ЗИС.» Ф. 13 Оп. 1 Д. 1945. Л. 10
Слайд 4 Первые специалисты Завода ЗИС прибыли в Ульяновск 20 октября 1941 г., а уже в мае 1942 г начался первый выпуск автомобилей ЗИС-5. В начале прибившие рабочие были задействованы на разгрузке эвакуированного оборудования. Затем основная масса конструкторов – технологов была переброшена на проектные работы, связанные в первую очередь с подготовкой строительства завода, а это более 400 человек.
Всего автомобильному гиганту было выделено 72 тыс. кв. метров, Ход работы по эвакуации замедляли многие факторы, одним из которых являются систематическое отставание Куйбышевской железной дороги от графика по подачи вагонов под разгрузку. Вместо запланированных 200 вагонов в сутки подавалось под разгрузку лишь 20-40 вагонов. Так же случались перебои с электроэнергией что значительно тормозило начало выпуска первых автомобилей с конвейера. (ф 8 д 105 оп. 2 л 30-31 )
Слайд 6 Руководству города Ульяновска предстояло в кротчайшие сроки разместить и обеспечить жильем работников автозавода.
Из документа «… Обеспечение жилплощадью работников автозавода, для чего Ульяновским горисполкомом должно быть предоставлено не мене 600 комнат для семейных и для размещения 3000 чел. одиночек- общежитий». Ф. 13 Оп. 1 Д. 1945
Как видно из документов с поставленной задачей Ульяновск справился. Из информации о размещении прибывших рабочих по заводу им.Сталина «…Бытовые вопросы: всего на 7 января 1942 прибыло рабочих, служащих и ИТР в количестве 3454 человека. Прибывшие рабочие размещены в г. Ульяновске, а семьи – в окружающих селах, на 7 января было размещено в порядке уплотнения жителей города 2437 чел. Кроме этого, представлено 300 комнат, в которых размещено 456 чел., разместили в частных домах и в гостинице 561 чел. Таким образом, все рабочими и ИТР размещены… в дальнейшем заводу потребуется предоставить 600 комнат для размещения высококвалифицированных рабочих с их семьями. Для работников завода им. Сталина предоставлено 3 столовых, и на территории завода открыта новая столовая. Предоставлено 3 магазина, одна парикмахерская, выделена баня, которая в течении 2 дней в неделю работает только для коллектива работников ЗИС.» ф. 13. Оп. 1 д 2027 л. 2
Слайд 7 Несмотря на то что прикладывись большие усилия для скорейшего восстановления полной работоспособности завода, катострафически не хватало рабочих рук. Общая потребность автозавода в специалистах составляла 11 тыс. 300 человек, путем мобилизации рабочий силы удалось набрать не менее 5 тыс. человек. ( из документна ф 8 Оп. 1 д 93 л 9 + Л ф. 13 Оп 1 Д 2027 Л3)
В связи с этим у станков вместо мужчин ушедших на фронт вставали старики, женщины и подростки с 13-14 лет. Именно они проходили быстрое обучение новым профессиям. К примеру, на такие сложную специальность, как расточник, учились 4 месяца большее до полу года.
Несмотря на все тяготы военного времени уже к концу 1943 года автозавод им. Сталина начал не только выпускать в большом объеме свою основную продукцию, но и помогать подшефным эвакогоспитолям. Так на заводе был изготовлен электромагнит высокой мощности для удаления осколков и инородных тел из глаз раненных.
Изготавливалось оборудование для сельхоз. техники, и ремонтировались станки для подшефных МТС.
Слайд 9 Так же на территории, занимаемой ныне ОАО «Ульяновский моторный завод», где ранее размещались склады Государственного таможенного управления, были размещены некоторые цеха московского автомобильного завода им. Сталина. Уже осенью 1942 года в механосборочном цехе началось производство стационарных малолитражных двигателей, применявшихся на фронте для подвижных электростанций, освещения блиндажей, полевых госпиталей, зарядки аккумуляторов. Чугунные детали для двигателей отливались на базе местного чугунолитейного завода «Металлист».
Ульяновский приборостроительный завод «Утес». Берет свою историю с 1 сентября 1941 года, образованный на базе эвакуированных в Ульяновск Ленинградского приборостроительного завода «278» и Вяземского приборостроительного завода №149. Завод начал выпускать приборы для самолетов и танков.
Слайд 10 А на базе эвакуированного в тыл электроаппаратного цеха Харьковского электромеханического завода был создан ульяновский завод «Контактор» Первоначально производство было размещено в здании торговых рядов Центрального рынка нашего города. В годы войны завод выпускал электро оборудование для оборонной промышленности страны, станкостроения, а так же продукцию для химической и топливной промышленности.
Так же в 1941-1945 гг. в ходе эвакуации расширяется патронный завод им. Володарского - являющийся одним из первых крупных предприятий, построенных в Ульяновске – Симбирске. Коллектив патронного завода им.Володарского беспрестанно трудился, что бы обеспечить фронт необходимым количеством боеприпасов. За годы войны было выпущено 107 млн. штук 14,5-мм патронов для танковых ружей системы Дегтярева, Симонова. Эти патроны выпускал только завод им. Володарского.
Слайд 11 Наряду с тяжелой промышленностью в Ульяновск перемещалась и предприятия легкой промышленности.
Из Витебска прибыла чулочно-трикотажная фабрика им. КИМ. В информационной записке «О размещении и работе эвакуированных предприятий», направленной информационному сектору Куйбышевского обкома ВКП (б) в конце сентября 1941 года, швейное производство было запущено 25 сентября. В том же документе указывается, что чулочно-носочный цех размещен на прядильной фабрике по улице Советской - ныне Спасской, а пошивочный цех – в здании на улице Гончарова. Для полного размещения фабрики недоставало 350 метров. Их выделили там же на центральных улицах города.
Швеи работали в тяжелых бытовых условиях в швейном цеху стояла печь-голландка, которая не состоянии была его обогреть. Было очень холодно. Замерзали руки, но они продолжали работать по 12 часов в сутки, а при выполнении срочных заданий вообще не покидали цех. Шили для фронта мужское и женское белье, телогрейки, погоны.
В 1942 году фабрика им. КИМ была объединена с прядильной фабрикой, в здании которой находилась, а в 1945 году была переименована в Ульяновскую чулочно-трикотажную фабрику им. КИМ. Так началась история современной трикотажной фабрики «Русь»
В годы Великой Отечественной войны в здании клуба при спиртзаводе №2 располагалась эвакуированная из Киева швейная фабрика им. Максима Горького. Предприятие работало исключительно на нужды обороны. Шили ватники, гимнастерки для солдат.
После войны предприятие перешло на мирные рельсы, и стало специализироваться на пошиве мужских костюмов, пиджаков и брюк. Сейчас оно носит название «Элегант».
Вслед за эвакуированными заводами, фабриками прибывали и работники, данных предприятиями, сотни советских людей из разных частей страны, которых необходимо было обеспечить жильем и питанием.
Слайд 12 За годы Великой Отечественной войны в Ульяновск были эвакуированы из захваченных территорий тысячи людей, среди них были жители и блокадного Ленинграда, в том числе и дети.
Из постановления бюро Ульяновского горкома ВКП(б) и горисполкома о размещении эвакуированных детей из Ленинграда
Из документа «Принять к размещению в г. Ульяновске 500 детей, эвакуированных из Ленинграда, разместить их в следующем порядке: по детским домам 200 человек, временно на летний период в пионерские лагеря 250 человек и в детский санаторий горздрава 50 человек».
Слайд 13 Детей ждали, готовились к их встрече. Хотя положение в городе было тяжёлым для всех жителей: снижены нормы на продукты питания, происходило уплотнение жилых помещений (в самом начале войны площадь на одного человека составляла - 5 квадратных метров, а к 1942 году - норма сократилась до 2-3 квадратных метра на одного человека).
Слайд 14. 65 маленьких ленинградцев прибыли на пароходе. У каждого, кто их видел, сжималось сердце от боли. Как вспоминает завуч детского дома Горячева Ольга Владимировна они были»...истощённые, вялые, с глазами стариков, морщинистой серой кожей, руки опущены, у некоторых из детей начались припадки и они кричали: «Туши огонь!» Они как «лунатики» сходили на пристани с парохода. Некоторых несли на носилках. На вопросы они не отвечали - не было сил».
И этих, приехавших будто из другой жизни, детей нужно было обогреть, накормить и вернуть им детство.
На улице Ленина, где располагался детский дом, готовились к приезду ребят. Там жили ребята из разных районов страны, они много слышали и читали о блокадном Ленинграде, о мужестве и стойкости жителей города.
Детский дом был отмыт и украшен. Сотрудники и дети хотели, чтобы ленинградцы почувствовали заботу и внимание, так как им пришлось многое пережить.
Питание в детском доме было относительно хорошим, на каждого ребёнка выделялось по 600 гр. хлеба. Постепенно жизнь детей входила в более спокойное русло. Дети стали ходить в школу... В 1943 году всем детским домом переехали в село Головкино Старомайнского района, чтобы восстановить здоровье детей. В 1945 году детский дом опять разместили в г. Ульяновске на ул. Советской (в доме Языковых). И везде дети чувствовали заботу ульяновцев.
Слайд 15
Так же в наш город было эвакуировано руководство Русской Православной церкви во главе с митрополитом Сергием. В Ульяновск из Москвы они прибыли в ночь с 18 на 19 октября 1941 года и оставались тут до 31 августа 1943 года. В Ульяновске в это время духовенства почти и не осталось. Всё это время они занимались патриотической деятельностью, собирали деньги для фронта.
В результате того что Ульяновск стал пунктом эвакуации к январю 1943 года население города выросло в два раза.
Слайд 16 Необходимо, отметить, что эвакуировать пришлось не только людей, промышленные единицы, но и памятники культуры, так как фронтовые территории разрушались беспощадно. Уже в июле 1941 года из Ленинграда на 4 баржах были доставлены ценные экспонаты Центрального военно-морского музея, среди которых был и всемирно известный ботик Петра Великого, который вошёл в историю, как «дедушка Русского флота». Это небольшой бот, на котором юный царь, в 1688 году впервые учился плаванию на реке Яузе. Бот хранился в Ленинграде в Петропавловской крепости. Прибывшие ценности разместили в бывшей лютеранской кирхе.
Летом 1941 года город Ульяновск, был определен как один из пунктов эвакуации, промышленных предприятий и населения с захваченных территорий СССР. Что дало это городу? это позволило Ульяновску в 1943 году выйти из состава Куйбышевской области и стать центром новообразованной Ульяновской области. Так же в этот период времени город становится сильным промышленным центром с предприятиями тяжелой и легкой промышленности.