Департамент по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Ульяновской области информирует вас о том, что при проведении проверок общеобразовательных организаций в 2018 году выявлены следующие типичные несоответствия реализуемых основных образовательных программ общеобразовательных организаций действующим федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС):
1) пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования не раскрывает:
-принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательных отношений конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность;
-общие подходы к организации внеурочной деятельности;
2) программа формирования универсальных учебных действий основной общеобразовательной программы начального общего образования не содержит:
- описание ценностных ориентиров содержания образования
при получении начального общего образования;
- связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
- типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию;
3) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования основной образовательной программы начального общего образования не содержит рекомендаций по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры;
4) программа формирования экологической культуры, здорового
и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования не содержит:
- результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся
при получении начального общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;
- модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- критерии, показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся;
- методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;
5) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования не предусматривает оценку эффективности деятельности организации, не позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся;
6) предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, не отражают результаты освоения учебных предметов «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке»;
7) предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Математика и информатика»
не отражают приобретение обучающимися первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
8) предметные результаты изучения предметной области "Иностранные языки", указанные в основной образовательной программе основного общего образования не отражают формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
9) предметные результаты изучения предметной области «Естественно-научные предметы» учебного предмета «Физика», указанные в основной образовательной программе основного общего образования не отражают формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;
10) предметные результаты изучения учебного предмета «Физическая культура», указанные в основной образовательной программе основного общего образования не отражают расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
11) подраздел «Спортивно-оздоровительная деятельность» раздела «Физическая культура» основной образовательной программы среднего общего образования не содержит информации о подготовке обучающихся к соревновательной деятельности и выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне»;
12) содержательный раздел основной образовательной программы начального общего образования не включает рабочие программы учебных предметов «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов;
13) основная образовательная программа среднего общего образования не содержит обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки выпускников по учебному предмету «Астрономия»;
14) программа развития универсальных учебных действий основной образовательной программы основного общего образования
не содержит:
- типовые задачи применения универсальных учебных действий;
- описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров;
- систему оценки деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся;
- методику и инструментарий мониторинга успешности освоения
и применения обучающимися универсальных учебных действий;
15) наименования предметных областей, указанные в учебных планах основных образовательных программ начального, основного общего образования, не соответствуют наименованиям, указанным в ФГОС;
16) обязательная часть учебного плана образовательной программы начального общего образования не содержит обязательной предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»;
17) обязательная часть учебного плана образовательной программы основного общего образования не содержит обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
18) учебный план основного общего образования не определяет максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся
для обучающихся отдельных классов (уменьшена максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка для обучающихся
5-8 классов);
19) в структуре учебного плана для обучающихся 5-9 классов основной образовательной программы основного общего образования не выделена обязательная предметная область «Иностранные языки»;
20) в учебном плане для обучающихся 5-9-х классов образовательной программы основного общего образования отсутствует часть, формируемая участниками образовательных отношений;
21) образовательные программы образования основного общего образования не включают в себя рабочие программы учебных предметов, курсов, оценочные и методические материалы;
22) рабочие программы отдельных учебных предметов содержат тематическое планирование без указания количества часов, отводимых на освоение каждой темы;
23) рабочие программы по учебным предметам и по внеурочной деятельности не соответствуют ФГОС ООО;
24) пояснительные записки к учебному плану, плану внеурочной деятельности, календарному учебному графику основных образовательных программ содержат нормы, противоречащие действующему законодательству;
25) внеурочная деятельность входит в структуру учебного плана основного общего образования;
26) план внеурочной деятельности основной образовательной программы среднего общего образования (10 класс, ФГОС СОО)
не определяет состав и структуру направлений внеурочной деятельности обучающихся при получении среднего общего образования;
27) основные образовательные программы содержат ссылки
на недействующие нормативные правовые акты.