На основании распоряжения Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области от 15.03.2021 № 383-р была проведена плановая выездная проверка по федеральному государственному надзору в сфере образования в отношении Администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» (далее – Администрация МО «Новомалыклинский район») с целью надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере образования при осуществлении органами местного самоуправления муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения в сфере образования.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения:
1. В нарушение п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Администрацией МО «Новомалыклинский район» ненадлежащим образом выполняются полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного и начального общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях:
а) в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» (утв. Постановлением Администрации МО «Новомалыклинский район» от 29.05.2018 № 249) (далее – Административный регламент) и Положении о порядке комплектования образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования муниципального образования «Новомалыклинский район», утвержденным отраслевым (функциональны) органом Администрации МО «Новомалыклинский район» (приказом МУ Управления образования администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области от 07.05.2018 № 121) в рамках оказания муниципальной услуги (далее – Положение о комплектовании), неверно указано наименование действующего федерального закона, регламентирующего отношения в сфере образования (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
б) Административный регламент не приведен в соответствие с требованиями п.п. 8-9 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15.05.2020 № 236) в части определения наименования и содержания заявления для направления;
в) Административным регламентом и Положением о комплектовании установлены различные требования к перечню документов, обязательных к предъявлению заявителями при обращении за направлением, а также к наименованию «Книги учета выдачи направлений в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования»;
г) комплектование образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, осуществляется не в соответствии с Положением о комплектовании с нарушением сроков планового комплектования, установленных Административным регламентом и Положением о комплектовании; Комиссия по решению вопросов комплектования ДОО в 2018, 2019, 2020 гг. не создавалась, фактически проводилось ручное комплектование;
д) направления неправомерно выдаются лицам, не являющимся родителями (законными представителями) детей (п. 3.3 Административного регламента).
2. В нарушение п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ненадлежащим образом выполняется полномочие по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий: акты приемки учреждений к новому учебному году (2018-2019 гг.) не содержат выводов о готовности, не в полном объеме проводятся весенние и осенние осмотры зданий и территорий.
3. В нарушение п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Администрацией МО «Новомалыклинский район» ненадлежащим образом выполняются полномочия учредителя:
а) в нарушение ч.ч. 10, 14 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Положение о комиссии по проведению экспертной оценки последствий реорганизации (ликвидации) муниципальной образовательной организации разработано без учета особенностей, предусмотренных законодательством об образовании; реорганизация муниципальных общеобразовательных организаций осуществляется без учета особенностей, установленных законодательством об образовании на уровне субъекта Российской Федерации (Правительством Ульяновской области);
б) утвержденные уставы образовательных организаций муниципального образования «Новомалыклинский район» не приведены в соответствие требованиям законодательства об образовании (ч. 5 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»):
- в нарушение ч.ч. 3, 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» применительно к уровням общего образования некорректно используются понятия «ступень общего образования», «основное и старшее звено» (п. 4.18 Устава МОУ Новомалыклинской СОШ, п. 3.10 Устава МОУ Среднеякушкинской СОШ, п. 3.10 Устава МОУ Абдреевская НОШ,
п. 3.10 Устава МОУ Елховокустинской СОШ, п. 3.10 Устава МОУ Среднесантимирской СОШ, п. 3.10 Устава МОУ Нижнеякушкинская ООШ, п. 3.10 Устава МОУ Новочеремшанской СШ, п. 3.10 МОУ Старобесовской ООШ, п. 3.10 Устава МОУ Высококолковской СШ);
- в нарушение п. 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373) согласно Уставу образовательная деятельность в образовательной организации может осуществляться исключительно в группах общеразвивающей направленности (п. 2.6.1 Устава МКДОУ Верхнеякушкинского детского сада «Березка», п. 2.6.1 Устава МДОУ Новомалыклинского детского сада «Сказка», п. 2.6.1 Устава МДОУ Новомалыклинского детского сада «Солнышко», п. 2.6.1 Устава МДОУ Станционноякушкинского детского сада «Солнышко», п. 2.6.1 Устава МДОУ Новочеремшанского детского сада «Дубочек»);
- в нарушение п. 4 ч. 2 ст. 25, ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации регламентированы частично (п. 4.18 Устава МОУ Новомалыклинской СОШ, п.п. 7.8, 7.9 Устава МБУ ДО НДШИ, п. 4.18-4.20 Устава МОУ Новомалыклинской НОШ, п.п. 3.9, 3.10 Устава МОУ Абдреевской НОШ,
п.п. 3.9, 3.10 Устава МОУ Елховокустинской СОШ, п.п. 3.9, 3.10 Устава МОУ Среднесантимирской СОШ, п.п. 3.9, 3.10 Устава МОУ Нижнеякушкинской ООШ,
п.п. 3.10, 3.11 Устава МОУ Верхнеякушкинской ООШ имени В.М.Баданова, п.п. 3.9, 3.10 Устава МОУ Новочеремшанской СШ, п.п. 3.9, 3.10 Устава МОУ Старобесовской ООШ, п. 3.9 Устава МДОУ Новомалыклинского детского сада «Сказка»);
- в нарушение п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции органов управления, созданных с участием обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, отнесены вопросы материально-технического обеспечения образовательного процесса и привлечения средств пожертвований (п. 3.10 Устава МОУ Среднеякушкинской СОШ, п. 3.10 Устава МОУ Абдреевская НОШ, п. 3.10 Устава МОУ Елховокустинской СОШ, п. 3.10 п. 3.10 Устава МОУ Среднесантимирской СОШ, п. 3.10 Устава МОУ Нижнеякушкинская ООШ, п. 3.10 Устава МОУ Новочеремшанской СШ, п. 3.10 МОУ Старобесовской ООШ, п. 3.8 Устава МДОУ Новомалыклинского детского сада «Сказка», п. 3.10 Устава МОУ Высококолковской СШ);
- в нарушение п. 4 ч. 2 ст. 25, ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не регламентированы структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция, порядок принятия решений и выступления от имени образовательной организации Советом обучающихся и Советом родителей несовершеннолетних обучающихся, создаваемых в соответствии с Уставом в целях учета их мнения по вопросам управления образовательной организации (Устав МОУ Верхнеякушкинская ООШ имени В.М.Баданова);
- в нарушение ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Уставом образовательной организации не определен порядок принятия локальных нормативных актов (Устав МОУ Новомалыклинской СОШ, Устав МБУ ДО НДШИ);
- в нарушение ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормативные правовые основания деятельности образовательной организации указаны не в соответствии с требованиями законодательства (п.п. 1.1, 1.15, 3.9 Устава МБУ ДО НДШИ, п. 1.9 Устава МКДОУ Верхнеякушкинского детского сада «Березка», п. 1.9 Устава МДОУ Новомалыклинского детского сада «Сказка», п. 1.9 Устава МДОУ Новомалыклинского детского сада «Солнышко», п. 1.9 Устава МДОУ Станционноякушкинского детского сада «Солнышко», п. 1.9 Устава МДОУ Новочеремшанского детского сада «Дубочек», п. 1.12 Устава МАУ ДО ДЮСШ Новомалыклинского района, п. 1.12. Устава МАУ ДО ДЮСШ Новомалыклинского района, п. 2.9 Устава МОУ Высококолковской СШ);
- в нарушение ч. 6 ст. 22, п. 2 ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» неверно указан учредитель образовательной организации (п. 1.8 Устава МБУ ДО НДШИ);
- в нарушение п. 1 ч. 3, п. 1 ч. 4 ст. 12, п. 3 ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» неверное указаны виды реализуемых образовательных программ (п. 2.5 Устава МБУ ДО НДШИ,
п.п. 2.2, 2.3 Устава МОУ Среднеякушкинской СОШ, п. 2.6.1 Устава МДОУ Новомалыклинского детского сада «Сказка», п. 2.3 Устава МОУ Высококолковской СШ);
- порядок проведения промежуточной аттестации определен без учета требований ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.п. 3.7, 7.8 Устава МБУ ДО НДШИ);
- в нарушение ч.ч. 1-2 ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Уставе указаны не предусмотренные законодательством об образовании основания отчисления обучающихся (п.п. 3.6, 4.7 Устава МБУ ДО НДШИ);
- в нарушение ч. 10 ст. 22, ч. 5 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Уставе срок действия лицензии в случае реорганизации образовательной организации определен без учета законодательства об образовании;
- в нарушение п. 16 ч. 1 ст. 34, ст. 62 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Уставе закреплено право обучающихся на восстановление для обучения, что предусмотрено законодательством об образовании в случае освоения основных профессиональных образовательных программ (п. 4.9 Устава МБУ ДО НДШИ);
- в нарушение ч. 2 ст. 23, главы 6 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание Устава определено без учета типа образовательной организации: предусмотрено принятие локальных нормативных актов по вопросам приостановления образовательных отношений (п. 5.2 Устава МОУ Новомалыклинская НОШ, п. 7.2. Устава МАУ ДО ДЮСШ Новомалыклинского района, п. 4.5 Устава МБУ ДО Новомалыклинского РЦВР «Алые паруса»);
- в нарушение п. 17 ч. 1 ст. 34, п. 7 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» форма и порядок участия обучающихся и родителей (законных представителей) в управлении образовательной организацией Уставом не определены (Устав МБУ ДО НДШИ);
- в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Уставу предусмотрена выдача выпускникам документа об образовании по окончании обучения по дополнительным общеразвивающим программам (п.п. 3.11, 7.8 Устава МБУ ДО НДШИ);
- в нарушение ч. 2 ст. 63, ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Уставами образовательных организаций, которые в соответствии с выданной лицензией на осуществление образовательной деятельности не имеют право на реализацию образовательных программ среднего общего образования, предусмотрено предоставление образования в форме самообразования (п.п. 2.1, 2.3 Устава МОУ Новомалыклинская НОШ,
п.п. 2.1, 2.3 Устава МОУ Абдреевской НОШ, п.п. 2.1, 2.3 Устава МОУ Нижнеякушкинской ООШ, п.п. 2.1, 2.3 Устава МОУ Верхнеякушкинской ООШ имени В.М.Баданова, п.п. 2.1, 2.3 МОУ Старобесовской ООШ);
- в нарушение ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» согласно Уставам содержание общего образования определяется образовательными программами, разрабатываемыми на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов, примерных образовательных учебных программ предметов (п. 2.6 Устава МОУ Абдреевской НОШ, п. 2.6 Устава МОУ Елховокустинской СОШ, п. 2.6 Устава МОУ Нижнеякушкинской ООШ, п. 2.6 Устава МОУ Верхнеякушкинской ООШ имени В.М.Баданова, п. 2.6 Устава МОУ Среднеякушкинской СОШ, п. 2.6 Устава МОУ Новочеремшанской СШ, п. 2.6 МОУ Старобесовской ООШ, п. 2.6 Устава МОУ Высококолковской СШ);
- в нарушение ч. 4 ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Уставы разработаны без учета специфики образовательной организации и реализуемых образовательных программ: п. 3.9 Устава МОУ Абдреевская НОШ к компетенции педагогического совета отнесено принятия решения о допуске к государственной итоговой аттестации;
- в нарушение ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.п. 2.3, 2.4 Устава МОУ Елховокустинской СОШ предусмотрено право реализовывать образовательные программы дошкольного образования, однако в соответствии с выданной образовательной организации лицензией на осуществление образовательной деятельности МОУ Елховокустинская СОШ не имеет права на реализацию данных программ; п.п. 2.1, 2.4 Устава МОУ Среднесантимирской СОШ предусмотрено право реализовывать образовательную программу дошкольного образования, однако в соответствии с выданной образовательной организации лицензией на осуществление образовательной деятельности МОУ Среднесантимирская СОШ не имеет права на реализацию данной программы; п. 2.1 Устава МОУ Нижнеякушкинская ООШ к предмету деятельности отнесена реализация права граждан на получение среднего общего образования, однако в соответствии с выданной образовательной организации лицензией на осуществление образовательной деятельности МОУ Нижнеякушкинская ООШ не имеет права на реализацию данной программы; п. 2.1 Устава МОУ Высококолковской СШ предусмотрено право реализовывать программы дополнительного образования, однако в соответствии с выданной образовательной организации лицензией на осуществление образовательной МОУ Высококолковской СШ не имеет права на реализацию данных программ; адреса осуществления образовательной деятельности, указанные в п. 1.7 Устава МБУ ДО Новомалыклинского РЦВР «Алые паруса», не в полном объеме соответствуют сведениям об адресах осуществления образовательной деятельности, содержащимся в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности;
- в нарушение ч. 4 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п. 2.7 Устава МОУ Среднесантимирской СОШ разработан без учета обязательных требований;
- в нарушение ч.ч. 5-6 ст. 10, п. 1 ч. 3, п. 5 ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание п.п. 2.4, 3.13 Устава МБУ ДО Новомалыклинского РЦВР «Алые паруса» определено без учета типа образовательной организации;
- в нарушение ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» некорректно указан действующий федеральный закон, регулирующий отношения в сфере образования (п. 1.1 Устава МОУ Верхнеякушкинская ООШ имени В.М.Баданова);
- в нарушение ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Уставами МОУ Верхнеякушкинская ООШ имени В.М.Баданова, МДОУ Новомалыклинского детского сада «Солнышко» не предусмотрена реализация дополнительных общеобразовательных программ при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности;
- в нарушение п. 31 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» перечень участников образовательных отношений указан в п. 4.1 Устава МБУ ДО Новомалыклинского РЦВР «Алые паруса» без учета установленных требований.
4. В нарушение п. 6 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» порядок учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района утверждено приказами МУ Управления образования администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области, являющимся отраслевым (функциональным) органом, не наделенным действующим законодательством полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере образования.
5. В нарушение п. 16 Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» не разработаны и не утверждены планы мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 № 599.
Администрации МО «Новомалыклинский район» выдано предписание об устранении нарушений требований законодательства в сфере образования и установлен срок исполнения настоящего предписания - до 27.10.2021.