На основании распоряжения Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области от 12.08.2021 № 1572-р была проведена плановая выездная проверка по федеральному государственному надзору в сфере образования в отношении Муниципального учреждения Администрация муниципального образования «Карсунский район» (далее – Администрация МО «Карсунский район») с целью надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере образования при осуществлении органами местного самоуправления муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения в сфере образования.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения:
1. В нарушение п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Администрацией МО «Карсунский район» ненадлежащим образом выполняются полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного и начального общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях: в оказании муниципальной услуги по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» принимает участие Комиссия по комплектованию муниципальных образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, не предусмотренная Постановлением Администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области от 08.09.2021 №520 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)».
2. В нарушение п. 6 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Администрацией МО «Карсунский район» ненадлежащим образом выполняются полномочия по учету детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района:
а) в нарушение п. 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. приказ Министерства просвещения РФ от 02.09.2020 № 458)
п. 2.1.1 Порядка приема в 1 класс общеобразовательных организаций муниципального образования «Карсунский район» детей, не достигших возраста 6 лет и 6 месяцев, и детей старше 8 лет на 1 сентября текущего года (утв. Приказом Муниципального учреждения «Управление образование муниципального образования «Карсунский район» №4 от 12.01.2021) срок приёма заявлений родителей (законных представителей) детей, не достигших возраста 6 лет и 6 месяцев, установлен с 01 июля текущего года, что ограничивает права лиц, имеющих право на получение образования и снижает уровень предоставления им гарантий по сравнению с установленным законодательством об образовании (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
б) в нарушение ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учет форм получения образования в семейной форме и самообразования организована с нарушениями требований действующего законодательства: нормативный акт, регламентирующий учет форм получения образования, принят отраслевым (функциональным) органом, при этом приказ МКУ «Управление образования администрации муниципального образования «Карсунский район» содержит ссылки на утратившие силу документы (приказ Минобрнауки России от 20.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»), уведомления о форме получения образования принимаются от лиц, не являющихся родителями (законными представителями) детей.
3 В нарушение п. 4 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» администрацией муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области ненадлежащим образом выполняются полномочие по созданию, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных организаций: процедура реорганизации МКОУ Прислонихинской НШ проведена без учета особенностей, предусмотренных законодательством об образовании (ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»):
а) реорганизация муниципальных образовательный организаций муниципального образования «Карсунский район» осуществляется в отсутствии положительного заключения комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, протоколы заседания комиссии, оформление которых предусмотрено
п. 8 Порядка создания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации, муниципальной образовательной организации и подготовки ею заключений
(утв. постановлением Правительства Ульяновской области от 27.01.2014 № 16-П), отсутствуют (ч. 10, ч. 14 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
б) документы, подтверждающие учет мнения жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в данном сельском поселении, отсутствуют (ч. 12 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
4. В нарушение п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 9, ч.ч. 10-12 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Администрацией МО «Карсунский район» ненадлежащим образом выполняются полномочия учредителя:
а) в нарушение ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» руководители МКОУ Языковской СШ, МКОУ Новопогореловской СШ назначены на должность без проведения обязательной аттестации в качестве кандидата на должность руководителя; решение Аттестационной комиссии в отношении кандидата на должность директора МКОУ Устьуренской СШ сформулировано без учета требований законодательства в сфере образования;
б) утвержденные уставы образовательных организаций муниципального образования «Карсунский район» не приведены в соответствие требованиям законодательства об образовании (ч. 5 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»):
- в нарушение п. 4 ч. 2 ст. 25, ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» структура органов управления образовательной организации определена в Уставе не в полном объеме - содержится открытый перечень органов управления; не регламентированы структура, порядок формирования, и компетенция, порядок принятия решений и выступления от имени образовательной организации органа ученического самоуправления и общешкольного родительского собрания; не определен срок полномочий отдельных органов управления (МОУ Уренокарлинская СШ, МОУ Большепоселковская СШ, МОУ Краснополковская ОШ, Малостаническая НШ, МКУ ДО Языковская ДШИ);
- не определено единое наименование коллегиального органа, регламентирующего деятельность коллегиального органа с участием педагогических работников (одновременно используются наименования «Совет педагогов» и «Педагогический совет») (МДОУ детский сад № 6 «Белоснежка» р.п. Карсун);
- в нарушение ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» перечень нормативных правовых оснований деятельности образовательной организации указан без учета реализуемых образовательных программ (п.п. 1.11 Устава МОУ Нагаевской СШ);
- в нарушение ст. 11, ч.ч. 2, 4 ст. 23, ст. 64, ч. 1 ст. 66, ч. 4 ст. 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отдельные пункты Устава разработаны без учета типа образовательной организации и реализуемых образовательных программ (МОУ Уренокарлинская СШ, МОУ Большепоселковская СШ, МОУ Краснополковская ОШ, Малостаническая НШ));
- в нарушение ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Уставом образовательной организации не определён порядок принятия локальных нормативных актов (Устав МОУ Уренокарлинская СШ, МОУ Большепоселковская СШ, МОУ Краснополковская ОШ, Малостаническая НШ));
- в нарушение ч.ч. 3, 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» применительно к уровням общего образования некорректно используются понятия «ступень общего образования» (МОУ Уренокарлинская СШ, МОУ Большепоселковская СШ, МОУ Краснополковская ОШ,);
- в нарушение ч. 1 ст. 17, ч. 2 ст. 63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена возможность получения образования в форме экстерната (МОУ Уренокарлинская СШ, МОУ Большепоселковская СШ, МОУ Краснополковская ОШ); пунктом 2.12 Устава МОУ Малостанической НШ предусмотрено получение образования в форме самообразования;
- в нарушение ч. 4 ст. 11, ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» срок освоения адаптированных общеобразовательных программ определен в уставе без учета требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС ООО, ФГОС СО (МОУ Уренокарлинская СШ, МОУ Большепоселковская СШ, МОУ Краснополковская ОШ));
- в нарушение ч. 5 ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что государственная итоговая аттестация проводится на основании Положения о государственной итоговой аттестации, принятым педагогическим советом школы (МОУ Уренокарлинская СШ, МОУ Большепоселковская СШ, МОУ Краснополковская ОШ);
- условия выдачи аттестатов особого образца определены без учета п. 21 Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.10.2020 № 546) (МОУ Уренокарлинская СШ, МОУ Большепоселковская СШ, МОУ Краснополковская ОШ, Малостаническая НШ);
- в нарушение ч. 10 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено награждение выпускников, достигших особых успехов в освоении общеобразовательных программ, золотой и серебряной медалью (МОУ Уренокарлинская СШ, МОУ Большепоселковская СШ, МОУ Краснополковская ОШ, Малостаническая НШ);
- пунктом 3.10 Устава МОУ Уренокарлинской СШ обязанности родителей (законных представителей) установлены без учета требований ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- в нарушение ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» пунктом 2.7 Устава МОУ Малостаниченской НШ предусмотрена организация образовательного процесса с учетом Базисного учебного плана;
- в нарушение п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Уставом МОУ Малостаниченской НШ закреплено проведение консультаций и собеседований по четвертям, что не соответствует фактическому календарному графику общеобразовательной организации;
- перечень документов, являющийся основанием для приема ребенка, указан без учета требований п. 9 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15.05.2020 № 236) (Уставы дошкольных образовательных организаций);
- в нарушение ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предельная наполняемость дошкольных групп установлена без учета государственных санитарно-эпидемиологических правил (санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи») (Уставы образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования);
- в нарушение п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» структура основных образовательных программ определена без учета требований законодательства в сфере образования (МКОУ Новопогореловская СШ, МКОУ Белоозерская СШ).
3. В нарушение п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» ненадлежащим образом выполняется полномочие по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий:
- акты приемки (готовности) отдельных образовательных организаций к новому 2021-2022 учебному году не содержат выводов о готовности (МКОУ Малостаническая НШ, МКОУ Новопогореловская СШ, МКОУ Языковская СШ, МКОУ Красонополковская ОШ, МКОУ Большекандаратская СШ, МКДОУ детский сад «Языковский детский сад «Теремок»);
- не представлены документы, подтверждающие организацию и проведение весенних и осенних осмотров зданий и территорий.
4. В нарушение п. 6 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ненадлежащим образом осуществляется закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района: распорядительный акт о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района в текущем году не издан (представлено постановление администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области от 25.05.2020 № 208 «О закреплении за муниципальными образовательными организациями определенной территории муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области (в ред. от 01.03.2021 № 105) с целью приёма детей, подлежащих обучению»); изменения в связи с оптимизацией сети подведомственных учреждений не внесены; за отдельными территориями муниципального района образовательные организации не закреплены.
5. В нарушение п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ненадлежащим образом выполняется полномочие по обеспечению питанием обучающихся за счёт бюджетных ассигнований:
а) Порядком организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области, утв. постановлением администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области от 13.08.2018 № 327 (далее – Порядок организации питания), перечень документов, необходимых для предоставления льготного питания учащимся, установлен без учета льготной категории «обучающиеся из семей, находящихся в социально-опасном положении»: в пункте 2.3.2 предусмотрено предоставление родителями (законными представителями) заявлений, а также справки о том, что семья является малоимущей или справки о том, что семья является получателем ежемесячного пособия на ребенка (ч. 4 ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
б) пунктами 2.3.2 и 2.3.4 Порядка организации питания в качестве основания для рассмотрения вопроса об обеспечении льготным питанием предусмотрено заявление родителей (законных представителей) обучающихся, что противоречит пункту 2.3.3, в котором установлено, что предоставление льготного питания обучающимся из семей, находящихся в социально-опасном положении, осуществляется на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних о признании семьи, находящейся в социально опасном положении (ч. 4 ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
в) пунктом 2.5 Порядка организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области, утв. постановлением администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области от 13.08.2018 № 327, предусмотрено распределение и утверждение Комиссией по решению проблемных вопросов организации питания в общеобразовательных организациях при администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области квоты по общеобразовательным организациям на предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению обучающихся льготным питанием (до 15 августа) до предоставления в Управление образования Комиссиями по льготному питанию общеобразовательных организаций списков обучающихся для обеспечения льготным питанием, сформированных на заявительной основе (до 27 августа) после рассмотрения документов, фактически предоставленных родителями (законными представителями) обучающихся (до 25 августа) (ч. 4 ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
6. В нарушение п.п. 14, 16 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 №1309) Администрацией МО «Карсунский район» не разработаны и не утверждены планы мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 № 599: план мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования утвержден приказом МКУ «Управление образования администрации муниципального образования «Карсунский район» от 03.10.2016 № 234, контроль за предоставлением в администрацию муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области паспортов доступности объектов и предоставляемых услуг в течение 10 рабочих дней после их утверждения не осуществляется.
Администрации МО «Курсунский район» выдано предписание об устранении нарушений требований законодательства в сфере образования и установлен срок исполнения настоящего предписания - до 25.02.2022.