По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации по состоянию численность детей дошкольного возраста (от 0 до 7 лет), зарегистрированных на территории Ульяновской области, составляет 98332.
В настоящее время Министерством образования и науки Ульяновской области разработана дорожная карта с целью обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, предполагающая реализацию мероприятий не только на базе дошкольной образовательной организации, но и с привлечением иных ресурсов в виде центров раннего развития, студий при учреждениях дополнительного образования, учреждений негосударственного сектора, осуществляющих реализацию услуг дошкольного образования, услуг по уходу и присмотру
и других альтернативных форм оказания услуг дошкольного образования, детям в возрасте от 1,5 до 3 лет.
На территории Ульяновской области функционирует развитая сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений для оказания коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
В Ульяновской области функционируют 62 дошкольных образовательных организаций для детей с нарушением зрения, слуха, интеллекта, с задержкой психического развития, в которых обучаются (по состоянию на 01.09.2016) 2191 ребёнок со статусом ОВЗ.
Кроме того, в настоящее время в рамках комплекса мероприятий
по модернизации региональной системы дошкольного образования открылся новый детский сад на 240 мест в г. Ульяновске Ульяновской области.
В детском саду функционируют 12 групп, одна из которых для детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
На территории региона на сегодняшний день появился ряд дошкольных образовательных организаций,
в которых реализуются модели инклюзивного образования детей
В рамках мероприятий МРСДО были реализованы уникальные проекты, среди которых: детский сад № 80 «Аист» (2 корпус), детский сад
№ 6/2 «Белоснежный Мишка», открытие которых состоялось в 2015 году
и детский сад № 186 «Волгарик», открытый в 2013 году в городе Ульяновске.
Уникальность данных проектов заключается в том, что в них вместе с детьми без ограничений воспитываются дети дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Сегодня это важнейший шаг на пути к инклюзивному образованию, способствующий созданию условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. На базе данных организаций воспитываются дети дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата и расстройством аутистического спекрта, дети–аллергики.
В 2015-2016 учебном году в общеобразовательных организациях Ульяновской области обучались 4882 детей с ОВЗ и детей-инвалидов (63,3%), из которых 1792 ребёнка - в 13 областных государственных казённых общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, подведомственных Министерству образования и науки Ульяновской области (36,7%) (далее – коррекционные учреждения).
В настоящее время в Ульяновской области родителям (законным представителям) детей с ОВЗ и детей-инвалидов предоставляется право выбора образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам и адаптированным основным общеобразовательным программам, предоставляющим начальное, основное и среднее общее образование.
Право детей с ОВЗ и детей-инвалидов на получение образования по месту жительства реализуется путём инклюзивного образования.
Развитие инклюзивных форм обучения детей с ОВЗ осуществляется на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности.
Важную роль в этом направлении выполняют коррекционные учреждения, на которые возложены функции учебно-методических центров по координации работы с детьми с ОВЗ. В Ульяновской области в настоящее время выстроенная система сетевого взаимодействия данных учреждений с муниципальными образовательными организациями показывает себя наиболее эффективной по внедрению и сопровождению инклюзивного образования детей с ОВЗ.
На территории Ульяновской области психолого-педагогическая, медико - социальная помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам, обучающимся в общеобразовательных организациях, оказывается специалистами четырёх Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ОГБОУ «Развитие, ОГБОУ «Центр патологии речи», ОГКОУ «Доверие», МБОУ «Росток»).
С целью определения специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ, проведения комплексного диагностического обследования несовершеннолетних на территории Ульяновской области функционируют 1 центральная и 4 территориальных психолого-медико-педагогические комиссии (далее – ПМПК) (в 2015 году обследовали 8991 ребенка, в 2016 году – 4671 человек).
В 2015-2016 учебном году в 300 общеобразовательных организаций созданы специальные условия для детей с ОВЗ, обеспечивающие их развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум, куда направляются дети в соответствии с рекомендациями ПМПК.
В настоящее время 291 ребёнок-инвалид (100% от потребности), находящийся на обучении на дому и не имеющий медицинских противопоказаний, обучается с использованием дистанционных образовательных технологий в 136 общеобразовательных организациях Ульяновской области.
Повышение качества образования детей-инвалидов, обучавшихся с использованием дистанционных образовательных технологий, позволило выпускникам успешно продолжить обучение в организациях профессионального образования: из общего количества выпускников 2016 года, обучавшихся дистанционно, поступили в организации высшего профессионального образования 34,3% и среднего профессионального образования 57,14%.
В целях социальной поддержки детей-инвалидов, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий, детям-инвалидам по зрению предоставляется право продолжать использовать комплекты компьютерного оборудования по окончании общеобразовательного учреждения и детям-инвалидам из категории выпускников предоставляется право продолжать использовать комплекты компьютерного оборудования на время обучения в дистанционной форме в профессиональных образовательных организациях.
В 2015-2016 учебном году получили компьютерное оборудование в безвозмездное временное пользование 14 детей-инвалидов из числа выпускников для продолжения обучения в профессиональных образовательных организациях и 4 инвалида по зрению.
С целью своевременной готовности образовательных организаций Ульяновской области к внедрению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС ОВЗ) и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее – ФГОС УО) Министерством образования и науки Ульяновской области утвержден региональный план (дорожная карта) по обеспечению введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО (распоряжение от 12.01.2016 № 12-р) и направлен для работы в органы управления образования.
Для создания условий введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО в общеобразовательных организациях Ульяновской области принят Закон Ульяновской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области отдельными государственными полномочиями в сфере образования и отдыха детей» (от 22.04.2014 № 47-ЗО), в котором регламентировано предоставление обучающимся с ОВЗ бесплатных специальных учебников и учебных пособий, иной литературы, а также услуг сурдопереводчиков и тифлопереводчиков. В 2015 году на эти цели было израсходовано 5851,3 тысяч рублей, в 2016 году бюджетом предусмотрено 8900,7 тысяч рублей.
В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы в 2015 году на выделенные средства из федерального бюджета в сумме 25336,8 тысяч рублей и областного бюджета– 10859,0 тысяч рублей созданы специальные условия по обеспечению введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО в 25 общеобразовательных организациях, что составило 21 % от общего числа общеобразовательных учреждений региона.
Решая задачи обеспечения условий успешной социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в Ульяновской области функционируют стажировочные площадки на базе ОГКОУ школы-интерната № 87 (для глухих обучающихся) и МДОУ № 101 (для детей с тяжёлыми нарушениями речи) по распространению на всей территории Российской Федерации моделей успешной социализации детей и 30 базовых площадок, в которые входят представители ведущих ВУЗов региона, коррекционных учреждений и муниципальных образовательных организаций, работающих в инновационном режиме.
Опыт работы стажировочных и базовых площадок по социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов распространен в общеобразовательных организациях Ульяновской области и в 16 регионах Российской Федерации (Самарская, Саратовская, Тамбовская, Вологодская, Владимировская, Пензенская, Челябинская, Мурманская области, Красноярский край, Хабаровский край, республики Марий – Эл, Мордовия, Хакасия, Чувашия, г. Москва, г. Санкт –Петербург).
Существующий уровень развития региональной системы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов позволил с 2014 года обеспечить экспериментальный переход на ФГОС НОО ОВЗ. В 2015-2016 учебном году в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы проводилась апробация ФГОС НОО ОВЗ на базе стажировочных площадок (ОГКОУ школа-интернат № 87, ОГКОУ школа-интернат № 88, МБОУ СОШ № 42). На денежные средства, выделенные из федерального и регионального бюджетов (2015 год – 10413 тыс.руб. из федерального и 4460,3 тыс.рублей из областного бюджета) изменена архитектурная среда, в части обеспечения доступности, создана материально-техническая база: приобретено современное учебное и специализированное коррекционное и реабилитационное оборудование.
В 2015 и 2016 годах на базе стажировочных и базовых площадок повысили квалификацию 1125 педагогов, задействованных в работе с детьми с ОВЗ.
Для оказания методической помощи участникам образовательного процесса, задействованным в организации обучения детей с расстройством аутистического спектра (далее – дети с РАС), с 2016 года на базе ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 89» функционирует ресурсный центр по организации обучения детей с РАС.
С целью повышения эффективности реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием способов и методов адаптивной физической культуры на территории Ульяновской области организована деятельность опорной профессиональной площадки по адаптивной физической культуре на базе областного государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 89» (распоряжение Министерства образования и науки Ульяновской области от 03.08.2016 № 1476-р), выигравшего конкурс инновационных социальных проектов государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений, способствующих эффективному применению адаптивной физической культуры как средства реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ (протокол заседания правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации от 29 июля 2016 г. № 4).
В рамках создания условий для обучения детей с ОВЗ на территории Ульяновской области организована система повышения квалификации, переподготовки педагогических кадров по вопросам образования детей с ОВЗ. Профессиональная подготовка и переподготовка по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО осуществляется на факультете дополнительного образования ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова», на базе которых прошли обучение 486 человек в 2015 и в 2016 году 791 человек. С 2016 года на базе ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова» ведется обучение специалистов по программе магистратуры специального дефектологического образования по направлению «Педагогика и психология инклюзивного образования».
Опыт работы по введению ФГОС НОО ОВЗ обобщен 30.08.2016 на областной научно-практической конференции руководителей общеобразовательных организаций Ульяновской области, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, по теме: «Современные модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: создание условий для введения ФГОС НОО ОВЗ» и отражен в сборниках статей: «Вариативные технологии успешной социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в практике педагогической деятельности» в 2-х частях» (август 2015 года), «Дидактические и методологические аспекты реализации ФГОС ОВЗ в практике начального образования» (декабрь 2015 года).
В 2016 году 12 профессиональных образовательных организаций провели приём по программам профессионального обучения, адаптированным для лиц с ОВЗ (умственная отсталость).
Для вышеуказанной категории открыты специальные (коррекционные) группы по следующим программам профессионального обучения: столяр, маляр, штукатур, повар, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин, швея, слесарь механосборочных работ, плотник, каменщик.
В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» о необходимости увеличения к 2020 году доли образовательных учреждений среднего профессионального образования и образовательных учреждений высшего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с 3 до 25 процентов в 5 профессиональных образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства образования и науки Ульяновской области, создана безбарьерная среда для беспрепятственного доступа в здания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (установлены пандусы и поручни, проведена реконструкция мест общего пользования, реконструкция входной площадки, выполнены работы по монтажу (адаптация и дооборудование) системы электроснабжения, приобретена специализированная мебель). В 2016 году аналогичные работы проводятся в Ульяновской строительном колледже.
Таким образом, целевой показатель Плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, подведомственных исполнительным органам государственной власти Ульяновской области на 2016-2020 годы (утв. Губернатором 23.09.2015 № 189-ПЛ), составляющий 17%, будет выполнен до конца 2016 года.
Также в 2016 году Ульяновская область стала победителем проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации конкурсного отбора по созданию в субъектах Российской Федерации базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, в рамках подпрограммы «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 гг.». Ульяновской области предоставлена субсидия в размере 5873,3 тыс. рублей, из областного бюджета Ульяновской области выделены финансовые средства в размере 2 млн. рублей. Создание базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов планируется в г.Ульяновске на базе ОГБПОУ «Ульяновский техникум отраслевых технологий и дизайна».